Мария Загатина
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения)
▼ Скачать + Заказать документы
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребенок".
Художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельности способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти, мелкой моторики и речи ребенка.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения)» размещена в разделах
Мне нравится заниматься с детьми лепкой, рисованием и аппликацией. На своих занятиях я внимательно отношусь к естественным проявлениям ребенка и не ограничиваю его; обеспечиваю условия для творческой самореализации детей; уважаю позицию ребенка в решении художественных задач и даю свободу выбора; удовлетворяю потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках.
Опираясь на программу И. А. Лыковой "Цветные ладошки" я создала свою программу "Волшебные лучики". В своей программе я использую не только традиционные методики, но и методические разработки, где предлагаются разнообразные формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей раннего возраста в современных условиях.
Целью моей работы является создание условий для развития художественно-творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников. Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
- Внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его;
- Обеспечивать условия для их творческой самореализации;
- Уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора;
- Удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, т. е. использовать различные техники и материалы.
Чтобы заинтересовать детей, я ввожу сказочные образы, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Таким образом я развиваю фантазию ребенка, а также усвоение основных нравственно-эстетических понятий. Я вижу, как ребенок постепенно начинает откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Работы детей получаются наиболее полными, живыми, интересными, яркими.
Я считаю, что нетрадиционные техники в продуктивной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисуя с детьми, я развиваю у них интеллектуальные способности, память, внимание, учу детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время занятия рисованием у детей развивается речь, фантазия, творчество. Дети знакомятся с окружающим миром, развиваются как личности. Занятия рисованием расширяют активный и пассивный словарь. На занятиях рисованием я использую не только кисти с красками и карандаши. Я предлагаю детям рисовать ладошкой, пальчиками, картошкой, ватными палочками, вилками, поролоном.
На занятиях лепкой я использую мягкий пластилин и соленое тесто. Лепка содействует развитию личности ребенка. Это - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.
Аппликация в жизнь малыша входит очень рано, маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Она незаметно влияет на развитие, укрепляет его пальчики, обогащает сенсорные впечатления, ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги. Я люблю заниматься аппликацией, так как она является одновременно и занятиями по развитию речи. Под моим руководством дети создают коллективные поделки, в этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий. Замечательный результат дает сочетание рисования с использованием аппликации. В этом случае мы с детьми сначала рисуем сюжетную картинку, эмоционально комментируя ее сюжет, а потом вместе с детьми наклеиваем в нужные места аппликацию. При обучении детей аппликации я использую простейшие приемы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым.
Благодаря занятиям лепкой, рисованием и аппликацией я заметила, что почти все дети стали разговаривать, у них увеличился словарный запас. Так же у них развились интеллектуальные способности, память, внимание. Дети научились думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Ведь занятия по художественно-эстетической деятельности способствуют развитию речи, фантазии, творчества.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить : что только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления фантазии - не хаотично, а в определенной органической логике.