Елена Шапошникова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
МКДОУ Новоульяновский детский сад
с. Новоульяновское Барабинского района
Новосибирской области
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Шапошникова Елена Александровна
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Лихачёв Б. Т.)
Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят большие перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выходит идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.
Искусство играет огромную роль в становлении личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания.
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее действенным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.
Каждый воспитатель знает: умение детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой деятельности детей необходимо обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
Ребенок не рождается фантазером. Способности детей основываются на развитии воображения. Ни в каком другом виде деятельности воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна любая творческая деятельность. Значит, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей :
•эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
•образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления);
•воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
•эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
•мелкую моторику рук.
Нетрадиционные техники - это толчок к развитию творчества, воображения, инициативы, проявлению индивидуальности, самостоятельности. Применяя и сочетая разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения повышает работоспособность детей на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, передать в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными способами изображения предметов и техниками ребенок получает возможность выбора.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Так же ребенок может выбрать в какой именно технике он будет создавать свой рисунок.
На сегодняшний день я составила такой список нетрадиционных техник: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, тычкование, монотипия пейзажная. Этот список может пополниться исходя из вашей фантазии и воображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Она позволяет преодолеть чувство страха. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.