Елена Максимова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника : без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Важнейшее средство эстетического воспитания детей в детском саду – изобразительное искусство. Оно развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображение, мышление, память, внимание, познавательную активность, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно понимание изобразительного искусства, его содержание и средств выразительности. Расширяя диапазон развития ребенка, и вовлекая его в сказочный мир искусства, мы развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности ребенка. В каждой группе нашего детского сада есть уголки маленьких художников. Здесь размещаются альбомы по изобразительному искусству, художественные энциклопедии, развивающий материал, позволяющий в любое время каждому ребенку заняться рисованием, лепкой, аппликацией, изучением наглядного материала. Эстетическая среда, созданная педагогами, вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует всестороннему развитию дошкольников. Оформление групповых комнат отвечает требованиям эстетического развития детей и отличается хорошим художественным вкусом. в каждой группе имеются предметы народного искусства (гжель, хохлома, дымково, скопинская керамика). Раздевалка группы украшает регулярно обновляющаяся выставка репродукций русских пейзажистов – Левитана, Репина, Саврасова, Шишкина и др. особое место в создании полноценной социокультурной творческой среды для развития детей в нашем детском саду занимает взаимодействие с родителями, в процессе которого мы решаем следующие задачи: - создание эмоциональной взаимоподдержки; - организация творческого сотрудничества; - установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка; - содействие родителям в общении с детьми и друг другом; - развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях. В работе с родителями воспитанников мы выбираем продуктивные формы и методы: - творческая лаборатория «Капелька» (совместное изготовление костюмов для театра моды «Росинка») - выставка семейного рисунка; - семейная гостиная (обсуждение проблем и решение вопросов в уютной «домашней» обстановке); - совместные досуги и праздники (налаживание эмоционального контакта). С помощью родителей мы приобщаем детей к прекрасному, стараемся развивать у них художественный и эстетический вкус. Благодаря активному сотрудничеству с мамами и папами дети создают своими руками уже в дошкольном возрасте пусть небольшие, но поистине художественные шедевры. В нашем детском саду в полном объеме обеспечивается творческий подход к воспитанию и развитию детей, педагоги постоянно находятся в поиске, совершенствуют педагогическое мастерство и профессиональные умения. Одна из форм работы – кружок художественно-эстетического развития «Ступеньки творчества». Для работы кружка, был разработан годовой перспективный план. При разработке учитывался гендерный подход, так как в группе присутствует большее количество мальчиков. Деятельность кружка включает в себя совместную работу с родителями воспитанников. Данная работа включает в себя, сбор необходимого материала, для выполнения интересных поделок детей. Это и природный материал, и бросовый, и различная фурнитура для швейных изделий. Для повышения эффективности методов воспитания и развития детей руководителем кружка используются нестандартные приемы организации непосредственной образовательной деятельности с детьми. Например, в план работы включены задачи формирования духовно нравственной культуры дошкольников на основе их приобщения к народным традициям родного края. Она решается на основе декоративно – прикладного творчества, где дети знакомятся с элементами самобытного национального искусства. Кроме того, используется флористика, печворк, оригами, тестопластика. Для развития у детей творческого потенциала, а так же для обеспечения условий их самовыражения был создан театр моды «Росинка».
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Литература: 1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М. : «КАРАПУЗ», 2010. – 208с. 2. Маркова Т. А. Детский сад и семья. М. : Просвещение, 1986. -207с. 3. Новикова И. В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: Акаднмия развития, 2001.-160с. 4. Петрова И. П. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. –СПб. : Детство-пресс; 2002. – 32с.