надежда урусова
Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современные родители хотят, чтобы их дети умели читать, писать, говорить на иностранном языке. Но, к сожалению, нужно не меньше, а то и больше внимания уделять тому, сформировано ли у детей сенсорное восприятие.
Сенсорное восприятие предполагает развитие мыслительных процессов: сравнение, анализ, обобщение, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствуют обогащению и расширению словаря.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей развиваются все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Именно на сенсорное развитие сосредоточили свое внимание, отечественны и зарубежные ученые. Именно ранний возраст большинством исследователей считают наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Так как сенсорное развитие имеет огромное значение ребенка на определенном этапе его развития. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить Сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка. Поэтому очень важно проводить работу по всестороннему развитию ребенка с первых дней жизни.
Работе в детском саду с детьми раннего возраста, я уделяю значительное внимание проблеме сенсорного развития. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей среды. При оформлении развивающей среды подбираю красочные пособия, игрушки, произведения художественной литературы, ярко и весело оформляется групповая комната, где дети проводят большую часть времени. С помощью родителей пополняется развивающая среда группы; изготавливаются дидактические игры:
«Помоги жирафу»;
«Навстречу радуге»;
Разноцветные шарики»;
«Найди цветок для бабочки»;
«Поставь цветок в вазу»
В своей работе я использую разработку и систему дидактически игр по сенсорному воспитанию Л. А. Венгера, которая направлена на обучение детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Идея Л. А. Венгера отражена в программе «Детство» - основана на творческих подходах к детям. Программа говорит нам о том, что только – то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед, развивает ребенка. Руководствуясь идеей развивающего обучения, надо стремиться ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а чуть забегать вперед, что бы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. В работе с детьми по сенсорному развитию я опираюсь на программу «Детство».
В НОД использую разнообразные обучающие методы (пояснение, показ, образец, игры, хоровые и индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка. Использование разнообразного демонстрационного материала усиливает интерес, помогает поддерживать интерес, внимание и активность детей.
В группе совместно с родителями был разработан и реализован проект по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Цель проекта: Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Составила перспективное планирование по проекту на 8 недель, план работы с родителями, провели неделю цвета, итоговым мероприятием было организовано родительское собрание по теме «Сенсорное развитие, фундамент умственного развития». Проектная деятельность является уникальным средством обеспечение сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Была предложена анкета для родителей по теме: «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста».
Для родителей подготовлены консультации по темам:
«Своевременное сенсорное развитие»;
«Как знакомить детей со свойствами предметов»;
«Сенсорное воспитание детей в детском саду»;
«Восприятия красоты через окружающий мир»;
«Если жизнь в песочнице»
Для сотрудников ДОУ состоялся показ открытого развлечение «В гости к ежику».
С детьми проводятся упражнения;
«Спрячь в ладошке»;
«Где же мишка»;
«Цветная водичка»;
«Найди пару»;
«Что под шляпой»
Также дети с любознательностью и интересом играют в игры с прищепками:
«Найди ежику колючки»;
«Где лучики у солнышко»;
«Сильный дождик».
В результате работы дети приобретают сенсорный опыт восприятия и выделение таких важных свойств предметов, как цвет, форма, величина; расширяется кругозор в цветовой деятельности, появляется желание передавать разнообразие цвета, формы, величины во всех видах деятельности. Работа с бросовым и природным материалом (губки, ткань, пуговицы, прищепки, крупы) способствуют развитию мелкой моторики пальцев, что в свою очередь стимулирует развитие речи.
Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорное голодание» - ведущее к задержке общего развития. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамках раннего возраста.
Профессор Н. М. Щелованов – называл ранний возраст «Золотой порой» - сенсорного воспитания.