Тимофеева Ольга Александровна
Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей стандарта является развитие личности ребенка, его творческих способностей.
Сегодня современное общество нуждается в нестандартных, деятельных разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди, умеющие ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.
Публикация «Педагогический опыт „Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами“» размещена в разделах
Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
“Быть всегда творческим – значит быть всесильным. ” – говорил Марк Фише.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, фантазии, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
В связи с необходимостью реализации требований ФГОС ДО, социального заказа на творческую личность, в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание проблеме раскрытия творческого потенциала дошкольника - как одной из составляющих личностной сферы. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Также актуальной проблемой на сегодняшний день в рамках политической ситуации в мире является и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства, только тогда это станет неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И воспитание детей в плане духовно- нравственного развития стремлюсь параллельно осуществлять с развитием творческих способностей у дошкольников. Как, спросите Вы? Через знакомство с народными промыслами России – отвечу я.
Что я для этого делаю?
Формирую у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.
Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого постоянно обращаюсь к истокам русской народной культуры : фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.
Народно- декоративное прикладное искусство - одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств. В нём обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.
И моя задача – наряду с развитием творческих способностей, показать детям всё разнообразие и красоту народного искусства.
Над данной проблемой я работаю на протяжении 3 лет.
Начала я с организации развивающей среды. В нашей группе совместно с родителями создан мини музей народно-прикладного искусства. В нём можно увидеть изделия гжельских, городецких, хохломских мастеров, дымковскую игрушку, матрёшек.
Тщательно изучая материал по данной теме, я разработала проект «Русские узоры». Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Изготовила практический материал, разработала дидактические игры: «Найди силуэту пару», «Художественные часы», «Дорисуй узор», «Найди пару», лото «Русские сувениры». Они направлены на расширение и закрепление знаний о народных промыслах.
Разработала алгоритмы с элементами народных росписей; создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, разноцветные мелки, краски (гуашь, акварель, уголь, пастель, природные материалы, бросовой материал и другое, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из картона). По каждому виду росписи мною созданы подборки образцов – иллюстрированные альбомы «Народно-прикладное искусство», раскраски и задания «Дорисуй узор», «Оформи картину в стиле гжель» и т. д.
В 2016 году организовала кружковую деятельность «Русские мастера».
Подготовила картотеки хороводных и подвижных народных игр.
Произвела подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
Составила фонотеку с аудиозаписями русских народных песен, закличек.
Веду работу с родителями. Организовываю совместные мероприятия, занятия с детьми по данному направлению, провожу консультации, систематически обновляю материал по народному искусству в родительских уголках группы.
Организовываю выставки «Мы – народные умельцы».
В процессе своей работы по данному направлению, я учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей : точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий.
В процессе обучения для активизации детей, осмысленного усвоения задач я использую следующие методы и приё мы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народного искусства, что повышает интерес к занятию;
- связь рассматривания с последующими занятиями по художественной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;
- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;
- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;
- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;
- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;
- использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поиска вариантов построения;
- называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);
- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности ;
- использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;
- сочетание музыки и изобразительной деятельности : создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;
- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров);
- применение ИКТ (использование ноутбука и музыкального центра)
Опыт работы показывает, что знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств. Помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, в процессе рисования дети получают море положительных эмоций.