Получи документы

Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами»

Тимофеева Ольга Александровна
Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами»
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей стандарта является развитие личности ребенка, его творческих способностей.

Сегодня современное общество нуждается в нестандартных, деятельных разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди, умеющие ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.

Публикация «Педагогический опыт „Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами“» размещена в разделах

Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

“Быть всегда творческим – значит быть всесильным. ” – говорил Марк Фише.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, фантазии, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

В связи с необходимостью реализации требований ФГОС ДО, социального заказа на творческую личность, в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание проблеме раскрытия творческого потенциала дошкольника - как одной из составляющих личностной сферы. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Также актуальной проблемой на сегодняшний день в рамках политической ситуации в мире является и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства, только тогда это станет неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И воспитание детей в плане духовно- нравственного развития стремлюсь параллельно осуществлять с развитием творческих способностей у дошкольников. Как, спросите Вы? Через знакомство с народными промыслами России – отвечу я.

Что я для этого делаю?

Формирую у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого постоянно обращаюсь к истокам русской народной культуры : фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.

Народно- декоративное прикладное искусство - одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств. В нём обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

И моя задача – наряду с развитием творческих способностей, показать детям всё разнообразие и красоту народного искусства.

Над данной проблемой я работаю на протяжении 3 лет.

Начала я с организации развивающей среды. В нашей группе совместно с родителями создан мини музей народно-прикладного искусства. В нём можно увидеть изделия гжельских, городецких, хохломских мастеров, дымковскую игрушку, матрёшек.

Тщательно изучая материал по данной теме, я разработала проект «Русские узоры». Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Изготовила практический материал, разработала дидактические игры: «Найди силуэту пару», «Художественные часы», «Дорисуй узор», «Найди пару», лото «Русские сувениры». Они направлены на расширение и закрепление знаний о народных промыслах.

Разработала алгоритмы с элементами народных росписей; создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, разноцветные мелки, краски (гуашь, акварель, уголь, пастель, природные материалы, бросовой материал и другое, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из картона). По каждому виду росписи мною созданы подборки образцов – иллюстрированные альбомы «Народно-прикладное искусство», раскраски и задания «Дорисуй узор», «Оформи картину в стиле гжель» и т. д.

В 2016 году организовала кружковую деятельность «Русские мастера».

Подготовила картотеки хороводных и подвижных народных игр.

Произвела подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.

Составила фонотеку с аудиозаписями русских народных песен, закличек.

Веду работу с родителями. Организовываю совместные мероприятия, занятия с детьми по данному направлению, провожу консультации, систематически обновляю материал по народному искусству в родительских уголках группы.

Организовываю выставки «Мы – народные умельцы».

В процессе своей работы по данному направлению, я учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей : точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий.

В процессе обучения для активизации детей, осмысленного усвоения задач я использую следующие методы и приё мы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народного искусства, что повышает интерес к занятию;

- связь рассматривания с последующими занятиями по художественной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;

- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;

- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;

- использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поиска вариантов построения;

- называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности ;

- использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности : создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров);

- применение ИКТ (использование ноутбука и музыкального центра)

Опыт работы показывает, что знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств. Помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, в процессе рисования дети получают море положительных эмоций.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Знакомство с народными промыслами» Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возрастаХудожественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание» На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Педагогический проект «Художественно — эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно – эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно.

Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Тип проекта: - по доминирующей в проекте.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами»
Опубликовано: 18 марта 2017 в 08:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами»» (включая файлы) размещена пользователем Тимофеева Ольга Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД