Елена Кобзева
Интегрированное занятие для детей логопедической группы «Гуляют ребятки на зимние Святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коляда, Коляда, открывай ворота!
(интегрированное занятие для детей логопедической группы)
Цель: развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к
истокам народной культуры в процессе знакомства с
народными забавами и обычаями.
Задачи: Способствовать развитию интереса к народным
праздникам, традициям.
Повышение двигательной и эмоциональной активности.
Расширение представлений о традициях русского народа.
Развитие изобразительных и творческих способностей.
Публикация «Интегрированное занятие для детей логопедической группы „Гуляют ребятки на зимние Святки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Ход мероприятия
Под музыку дети входят в музыкальный зал, рассаживаются на места.
Вед. Наступило Рождество, долго ждали мы его.
Святки празднует народ, веселится и поёт.
Все на Святки, все на Святки, приходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да!
Святки – это новогодние рождественские праздники, которые исстари отмечали наши предки. Продолжаются они с Рождества до Крещения. Это пора взаимных угощений, веселья и радости. А знаете ли вы традиции Коляды?
Дети. Шествие ряженых, колядование и пение колядок, гадание.
Вед. А вы какие - нибудь колядки знаете?
Дети: 1. Глубже в небе синева, ярче вспыхнула звезда.
Приходила Коляда накануне Рождества.
По сугробам снеговым шла, смеясь и веселясь,
И к знакомым, и к чужим под окошками стучась.
2 И за старой Колядой колядовщики пришли.
Встали шумною толпой, песню звонко повели.
3 Помогаю маме я: колядую до утра.
Пожалейте деточку, дайте мне конфеточку!
4Колядуем, колядуем, песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом… Угощайте пирогом!
Вед. Да, ребята, исполнялись особые поздравительные, величальные песни – колядки. Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства в семье. Песенки-колядки незатейливы, зато они легко запоминались и пелись. Вот послушайте одну из таких рождественских колядок
Звучит колядка «Веселья вам озорного» (аудиозапись)
Вед. В деревнях на Святки исполнялись целые праздничные действа – с песнями, плясками, инсценировками, шутками да прибаутками. Коляда стучалась в дома к людям и желала добра, богатого урожая, окончания зимы, здоровья и веселья. И хозяева, в чей дом стучалась коляда, должна была одарить колядовщиков пирогами, деньгами, конфетами, печеньями. Если хозяева оказывались жадными и прогоняли коляду, то коляда бранила их за скупость и желала всяческих бед.
(Ведущая обращает внимание детей на домик, стоящий в углу)
А вот дом стоит, в доме свет горит. Давайте мы попробуем поколядовать, может тоже конфет себе заработаем! Но для этого нам надо нарядиться в ряженых. Разбирайте себе маски, кто кем будет. (дети одевают на голову разные шапочки)
Дети подходят к домику
Ведущая громко говорит слова:
Новый год пришел, старый угнал, себя показал!
Вставай, народ, выходи из ворот -
Солнышко встречать, мороз прогонять!
Дай тебе, хозяин, в новый год:
На поле — приплод, на току — примолот,
Ты нас будешь дарить – а мы будем хвалить,
А не будешь дарить - Мы будем бранить.
Из домика выглядывает Дед.
Дед. О, никак колядовщики к нам во двор пожаловали.
Дети - колядовщики:
1. Пришла Коляда, Рождество принесла.
А мы на Святки принесли колядки.
Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
2 Приходила Коляда – Всем добра вам принесла!
Вам на потехи, а нам на орехи.
3 Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог!
4 Мы пришли колядовать, будем дружно поздравлять!
Будем вам стихи читать, да конфеты получать!
Вед. Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех!
Шуток хватит здесь на всех!
Исполняется колядка «Сею – вею, посеваю»
После исполнения колядки Дед выносит из дома пряники-козульки на подносе.
Давно вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Проходите, гости дорогие, у нас для каждого найдётся
И местечко, и словечко, и угощение богатое!
Дети рассаживаются на лавку возле дома.
Дед Не зря мы ждали колядовщиков, готовились. Вот и хозяйка
моя посталарась, напекла пирогов да пряников.
Вед. Ой, ребята, посмотрите. А пряники не простые, а
специальные, именные, которые называются «козульки».
(Показывает детям).
И такое название им дали не случайно.
Прежде чем попадали пряничные козули в печь, их обваривали
в крутом кипятке, отчего они становились плотными и
блестящими и не теряли от жара свою форму. Поливали их
сахарной цветной глазурью, чтобы жизнь были сладкая.
Видите, они напоминают фигурки коней, коров, овечек. Люди
надеются, что козульки прибавят приплод у скота. И даже
пели такие заклички:
Мы не сами к вам идём, мы Козу во двор ведём!
Коза наша не простая, а Козулька расписная!
Где Козулечка проходит, там всегда пшеница рОдит.
Где Коза махнёт хвостом, там и рожь взойдёт кустом.
Где Коза шагнёт ногою – там хлеба взойдут копною.
В старину выпечка козуль была семейным делом. Мужчины изготовляли из досок специальные формы для вырезания пряников, женщины готовили темно-коричневого цвета тесто с добавлением патоки, жженого сахара и различных пряностей. Украшали, расписывали пряники всей семьей — и взрослые и дети, благодаря чему искусство передавалось в семье из поколения в поколение.
Ну и конечно, это само по себе было праздничным событием, сопровожалось весельем, шутками, плясками, песнями. Вот и мы с вами будем праздник продолжать, вместе петь и танцевать.
А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.
Вьюга по двору гуляет, в доме ёлочка сверкает.
Дети водят хоровод, что за праздник?
Дети. Новый год.
Вед. Правильно, Новый год. Совсем недавно мы его отмечали,
встречали Дедушку Мороза, он нам подарки приносил.
А вот вам еще одна загадка:
Сплошь в иголках, да не ежик, лапы есть, но нету ножек,
В бусах вся, да не девица. В Новый год она – Царица.
Дети. Ёлка.
Вед. Конечно, это елочка,а не простая, а новогодняя. А чем ногодняя елочка от простой отличается?
Дети: Новогодняя украшена игрушками и мишурой.
Вед. Расскажите-ка ребята, как вы свою елочку дома украшали, что на нее вешали? (дети рассказывают, а показать сможете?
Проводится пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка кончики пальцев соединить
Шишки кулаки
Да иголочки указательный палец вперёд
Шарики большой и указательный палец соединить в круг Фонарики вращать кисти рук
Зайчики и свечки ладони лодочка и кулачок
Звёзды все пальцы раздвинуты и ладони вместе
Человечки средний и указательный палец.
Вед. Вот для вас еще одна загадка, слушайте внимательно:
После осени пришла и сугробы намела.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Дети. Зима.
Дед. Все на свете дети знают, видно много книг читают.
Вы меня повеселите, дружно песню заводите.
Вед. Это, дедушка, мы умеем, песни мы любим петь.
Исполняется песня «Это очень хорошо»
Дед. А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора!
На дворе стоит мороз, приморозит крепко нос.
Проводится игра «Снег, лёд, кутерьма»
Дед. Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье!
Вед. У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и
забавам. Но зимние праздники - это не только веселье
и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона Святок –
конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки,очень уж судьбу свою узнать хотели. Красны девицы гадали когда замуж выйдут, с какой стороны суженый придет, парни гадали, кто удачливее в делах будет.
Раздается цыганская музыка, в зал вбегает цыганка, в руке мешочек и бубен. Звенит, танцует, вовлекает Деда.
Дед. Ох, развеселила,черноглазая. Давно я так не танцевал.
Цыганка Позолоти ручку, родимый, всю правду, что было и что
будет расскажу, знаю – знаю, чем дело кончится, чем
сердце успокоится.
Дед. Да мне уж не к чему гадать, стар я, что было помню, что
будет и так увижу. А вот ребятам, поди интересно будет,
как год пройдет, что хорошего в нем случится.
Вед. А ведь и правда, может Цыганка нам погадает? Ребята, вы хотите узнать, что вас в этому году ждет? (ответы детей).
Проводится шуточное гадание «Что ждет?»
(В мешочке лежат карты, Цыганка предлагает вытащить одну из них ребенку. Ребёнок вытаскивает карточку. Что на ней изображено, то в этом году и случится.).
• Конфета - весь год ждет сладкая жизнь.
• Монета - в новом году будет много денег.
• Смайлик - год будет хорошем веселым, ждет много праздников!
• Коробочка в упаковке- в этом году будет много подарков.
• Айболит - здоровым весь год будешь.
• Пуговица – в этом году много будет обновок.
• Звездочка – в этом году исполнится самое заветное желание.
• Самолетик – в этом году будет увлекательное путешествие.
• Школьный звонок – в школу пойдешь в этом году.
Цыганка За гаданье заплатите, поиграйте иль спляшите.
Вед. Ой, это мы любим, правда ребята? Посмотрите-ка, какие у
нас есть муз. инструменты! Ребята, расскажите нашим
гостям, как они называются. (бубен, ложки, бубенцы).
А теперь давайте покажем, как на них надо играть.
Оркестр «Мишка с куклой пляшут полечку»
Дед. Веселились вы на удивление, заслужили угощение!
Пироги, печенье, пряники, варенье!
(угощает ребят сладостями)
Вед. Вот мы и узнали что-то новое, немного позабытое,
старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нам
старинные обрядовые праздники России-матушки. И
праздник Святки один из них.
Цыганка А мне очень уж эти красивые пряники понравились. Так
красиво украшены.
Вед. А мы такие прянички уже испекли, осталось нам их
только красиво украсить. Оставайся с нами, поучись
вместе с ребятами.
Дальше выполняется изобразительная часть. Выносят столы со сладкой глазурью, цветными посыпками и заготовками пряников. Дети их украшают в зале.