Ирина Леушина
Формирование произносительной стороны речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема:
«Формирование произносительной стороны речи у детей с ТНР»
Составила
Учитель - логопед
Леушина Ирина Христофоровна
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №97»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Публикация «Формирование произносительной стороны речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как показывают современные исследования, сегодня более 60 процентов детей от 3 до 5 лет имеют дефекты в звукопроизношении. Формирование произносительной стороны речи - это сложный процесс, в котором ребёнок учится воспринимать обращенную к нему речь. Происходит развитие умения управлять своим речевым аппаратом для воспроизведения речи.
Речь имеет несколько стадий развития - от гуления до воспроизведения ребенком сложных грамматических конструкций. Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.
ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т. д.). Это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев, не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.
Одним из условий для правильного формирования звуковоспроизведения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.
Дети с такими нарушениями находятся в ДОО в группе компенсирующей направленности, с детьми проводится коррекционно-развивающая работа, эффективность которой во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И прежде всего — учителя-логопеда и воспитателей.
В группе, в которой я работаю, взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Мы совместно составляем план перспективной работы на текущий период по всем образовательным областям. Обсуждаем тему, формы, методы и приемы работы с детьми. Система работы с детьми построена с учетом основных дидактическиx принципов: от легкого — к трудному, от простого — к сложному, от знакомого — к незнакомому и т. Д.
В начале каждого месяца определяются лексические темы, лексикон по каждой теме. Ставятся цели и задачи коррекционной работы с каждым ребёнком. Акцентируется внимание на детях, особенно нуждающихся в помощи.
Логопедические пятиминутки, подвижные игры и пальчиковые гимнастики, рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала предлагаются воспитателям для реализации коррекционной работы с детьми.
Как показывает опыт работы с детьми ТНР, дети обладают довольно большим потенциалом развития и, в результате правильно организованного коррекционного воздействия, он может быть реализован.
М. М. Кольцова в исследованиях отмечает значительное влияние произвольной моторики пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга и формирование речи ребенка.
По данным Е. М. Мастюковой, детям с ТНР свойственна общая соматическая ослабленность, повышенная чувствительность к инфекциям, снижение защитных сил организма, эмоциональная неустойчивость, вегетативная дистония, психомоторные нарушения и др.
Свою логопедическую работу выстраиваю с учетом дефекта:
1. системность;
2. доверительный контакт с ребенком;
3. окончание занятий на положительной ноте до момента отставания.
Работа ведется по развитию фонематического слуха, постановка речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов, постановка звуков, последующая их автоматизация и дифференциация, работа по развитию словаря и грамматического стоя речи.
Здоровьесберегающие технологии способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата по формированию произносительной стороны речи у детей с ТНР.
Стараемся создать здоровьесберегающее образовательное пространство, объединяющее усилия всех участников: ребенка, воспитателей, логопедов, профильных специалистов и семьи. Осуществляется комплексный подход к решению проблемы коррекции произносительной стороны речи всеми специалистами детского сада и родителями. Все это имеет оздоровительную направленность, интегрированы в образовательный процесс, используются в комплексе, формируя у ребенка ТНР положительную динамику по формированию произносительной стороны речи у детей.
Перечень здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР, используемые нами в работе с детьми.
– занятия на развитие правильного дыхания;
– логоритмика как «терапия движением»;
– артикуляционная гимнастика;
– развитие мелкой моторики;
– физкультурные минутки;
– закаливание и прогулки;
– подвижные игры.
Использование данных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР позволяет укреплять физическое здоровье ребенка, а также способствует развитию речи.
Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности детей является сотрудничество детского сада с родителями. Ведь именно родители являются первыми воспитателями детей. В семье закладываются образцы поведения отношения к своему здоровью. Родители детей очень стараются, чтобы помочь своим детям с ТНР. Те задания, которые даются на дом, большинство родителей выполняют.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка с ТНР. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Прогноз коррекции во многом зависит от конкретного нарушения и его тяжести, поэтому каждый случай индивидуален.
Используемая литература
1. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи : 1класс: 1-е отдание: Пособие для учителя/, I. Б. Писарева,— М. : Просвещение, 1993.— 144 с. :
2. Нищева Н. В. Наш детский сад. Формирование целостной картины мира. Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Спб., -Детство-Пресс, 2019г.