Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

Аида Гаджиева
Опыт работы «Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

Публикация «Опыт работы „Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников“» размещена в разделах

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Цель:

Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.

Задачи:

- Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.

- Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.

- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

- Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы

- Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

разучивание стихотворений;

чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;

Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, использовали наборы готовых игрушек к сказкам. Для драматизации литературных произведений мы использовали элементы костюмов сказочных героев, маски.

Одним из этапов нашей работы было пополнение предметно-развивающей среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, оформили книжный уголок (библиотеку, в который внесли в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.

Проводим с детьми литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.

В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений мы используем художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаем внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей :

- эмоциональную отзывчивость;

- активность и объективность читательского воображения;

- умение пересказывать;

- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;

- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 22:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Аида Гаджиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД