Светлана Снежко
Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,
которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский)
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду“» размещена в разделах
Работая над годовой задачей «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к труду», составила план:
1. Собрать и систематизировать методический и наглядный материал по теме.
2. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
3. Сделать совместный проект по трудовому воспитанию «Трудиться – всегда пригодится!».
4. Продолжать взаимодействие с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах трудового воспитания в семье и в ДОУ.
ППРС – Оформила центр труда, куда поместила уголок дежурства; схемы (алгоритмы) : дежурства, сервировки стола, ухода за растениями, мытья игрушек и др. ; альбом «Все работы хороши», папку с иллюстрациями и картинками о профессиях и труде взрослых, трудовых действиях детей и сказочных героев; настольно-печатные игры: «Кем быть?», «Мамины помощники», «Профессии», игра на прищепках «Профессии». Сделала лэпбук «Трудовое воспитание» и кейсбук «Без труда мы никуда», в которые подобрала дидактические игры по теме, пословицы, стихи и загадки о труде, игры на липучках. Также пополнила новым материалом уже имеющийся лэпбук «Очень интересные разные профессии». В центре труда разместила оборудование для трудовой деятельности детей в уголке природы (совочки, лопатки, грабельки, ведерки, леечки, опрыскиватель, а так же фартуки). Книжки, раскраски о профессиях поместила в книжный уголок. Совместно с родителями обновили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Дети в моей группе выполняют поручения с удовольствием и доводят начатое дело до конца. Регулярно выполняют такие виды труда, как самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно — бытовой труд.
Самообслуживание:
— ежедневно сами умываются, по мере необходимости моют руки, засучивают рукава, вытирают насухо полотенцем, вешают полотенце в шкафчик, некоторым детям, все же необходимо напоминать, что все это надо делать аккуратно, не разбрызгивать воду, экономно расходовать жидкое мыло.
— умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать на стульчик или в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, убирать на место обувь.
— могут самостоятельно (некоторые с небольшой помощью взрослого) устранить непорядок в своем внешнем виде.
— учимся заправлять свои кровати после сна.
— в столовой каждый убирает свой стульчик на место.
При обучении самообслуживанию я использую алгоритмы. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.
Труд в природе :
- дети выполняют различные поручения, связанные с уходом за растениями уголка природы;
- дежурят в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают, протирают широкие листья, рыхлят почву и т. д., осуществляю контроль за правильностью выполнения работы, и чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Во время бесед и наблюдений обращаю внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.
Каждый год сажаем огород на окне, дети охотно принимают участие в посадке, им очень нравится наблюдать за ростом растений, все изменения отмечаем в дневнике наблюдений.
Повесили кормушки для птиц, и теперь дети подкармливают пернатых и наблюдают за ними. В теплое время года помогали пропалывать и поливать клумбы.
Ручной и художественный труд :
Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место. В процессе ручного труда дети осваивают навыки работы с бумагой и природным материалом, хотя работа с последним у детей вызывает затруднения. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Руководя ручным трудом, ставлю задачу – вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество. Этому способствует и кружок «Талантливые ручки», где дети также занимаются ручным трудом.
Хозяйственно-бытовой (общественно-полезный) труд в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в группе, так и на участке детского сада. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники.
Дети умеют самостоятельно наводят порядок на участке и в групповой комнате, с помощью взрослых протирают мебель, моют игрушки, строительный материал, стирают кукольную одежду, ремонтируют книги, расставляют игрушки по местам. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). Самостоятельно и добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой: сервируют стол, приводят его в порядок после еды.
Дежурные по занятиям раскладывают подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирают их, моют кисточки, розетки для красок и клея, протирают столы.
Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу (собирают сухие веточки, опавшие листья). При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую: положительный пример сверстников, собственный пример, предлагаю помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться. Стараюсь поощрять их словом, иногда грамотой, н: «За помощь малышам»
В рамках проекта по ознакомлению детей с трудом взрослых были организованы экскурсии (в прачечную, мед. кабинет, кухню, встреча с папой одного из воспитанников - капитаном полиции Гадельшиным Р. Ш.
Использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», «Автомастерская», «Кафе» и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбомов «Все работы хороши», «Кем быть», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, показ слайдов на тему: «Труд людей», заучивание пословиц, поговорок о труде, рисование и аппликации на темы: «Клоун», «Почтальон», «Автобус», «Дома большие и маленькие» и др. Всё это углубило, расширило знания детей.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогло взаимодействие с родителями: анкетирование, оформление фотовыставки «Как я дома помогаю», «Профессии наших пап», выставки совместного рисунка «Все профессии нужны, все профессии важны», творческой выставки поделок «Осенние фантазии», «Золотые руки мамочки». Родители сшили фартуки и колпаки для дежурства по столовой, приобрели лопаты детям для чистки снега.
Пополнила родительский уголок рекомендациями, памятками и консультациями по трудовому воспитанию.
Итак, в результате работы по трудовому воспитанию были достигнуты следующие успехи:
1. Дети овладели умениями и навыками, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
2. В процессе работы дети стараются проявлять аккуратность, сосредоточенно работать и доводить дело до конца.
3. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, появился интерес к труду окружающих и желание трудиться.
4. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью.
В дальнейшем будем продолжать развивать у детей навыки посильной трудовой деятельности и формировать положительное отношение к труду.