Надежда Разумова
Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ф. Разумова
Усолье – Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 44»
Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности.
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба. Эффективность процесса по формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи.
Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
В наше время дети мало стали общаться, как с взрослыми, так и сверстниками. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание тревожности, агрессивности у детей стали побочными эффектами видеоигр.
• дети очень быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность, но информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже, многие выпускники детского сада совершенно не самостоятельны, не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считая, что в этом нет потребности;
• мало общаются, тяжело вступают в контакт;
• они застенчивы, малоэмоциональны. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. Мир ребенка заполнен материальными ценностями. Порой дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, часто даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающими практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности является - стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, а именно:
• Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, в частности профессией повар, мы прочли книгу «Чем пахнут ремесла?», просмотрели видеосюжет о профессии, обсудили, как дети помогают маме готовить обед выходного дня, провела экскурсию на пищеблок детского сада и пр.
• Побуждаю детей к развертыванию игры. В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий.
• Соблюдаю баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе : оберегаю время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; обеспечиваю плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.
• Организую совместные игры детей.
• Стимулирую детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.
• Организую игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей. Обращаю особое внимание на "изолированных" детей.
Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми я стараюсь продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент.
Также, не менее эффективной в развитии социально-коммуникативных навыков, является дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Чей подарок», мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям.
Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Моя роль, как педагога - создать оптимальные условия для развития коммуникативных способностей у воспитанников, применить стимулирующие средства, которые помогут овладеть умением общаться, строить отношения с социальным окружением и обеспечат высокий уровень адаптации к школьной жизни.
Литература:
1. Н. В. Краснощекова Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. ООО «Феникс», 2012.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
3. Т. Б. Мазепина Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах., Ростов-на-Дону, 2002.