Исмаилова Наталья
Обучение чтению детей с нарушением интеллекта в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся, играя».
Обучение чтению в игровой форме, пожалуй, самая доступная и интересная методика для детей. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.
Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед дошкольником буква – ее можно выложить из палочек, нарисовать, сделать из бумаги, обвести пальчиком, выложить из фасоли, слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики).
Публикация «Обучение чтению детей с нарушением интеллекта в игровой форме» размещена в разделах
Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 6-7 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.
Однако, чтение – это и весьма сложный шаг, поэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению, и без интереса и желания самого ребенка, а также родителей это сделать невозможно. Как научить ребенка читать? И все получится!
Такая работа с детьми проводится как этап индивидуального занятия у учителя – дефектолога и учителя логопеда.
При обучении чтению детей с нарушением интеллекта, особенно на первоначальных этапах, мы используем самый доступный, интересный и занимательный букварь Воронковой В. В. и Коломыткиной И. В., в них много иллюстраций, а так же многоцветный и одноцветный текст, это привлекает и радует детей. Поскольку разные дети имеют разные возможности обучения чтению (одни дети долго остаются на этапе запоминания и сливания букв в слоги и слова, другие могут уже перейти к прочтению текстов, мы всегда следим за тем, чтобы читаемое было доступно и интересно каждому ребёнку, а для этого были созданы все необходимые условия.
то изготовление букв крупного размера из наждачной бумаги. Такие буквы можно читать,
трогать с закрытыми глазами и называть их, узнавая на ощупь. Это игры на развитие тактильного восприятия: «Угадай на ощупь»; «Назови букву»; «Узнай и назови» и т. д. Это карточки - картинки по материалу букваря и карточки - буквы, карточки – слоги, карточки – слова, которые можно прочитывать и подкладывать к подходящей картинке.
Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребёнка интерес и желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни.
Любое индивидуальное занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребёнку с нарушением интеллекта, доставляют ему удовольствие. Это мотивирует обучение. Такая работа должна проводиться только вместе с родителями. Мы рекомендуем родителям использовать приобретённые навыки в чтении следующим образом : находить знакомых букв в текстах с крупным шрифтом, читать отдельные буквы и слоги на афишах, в газетах или детских журналах и т. д. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья нельзя забывать, что очень важно дозировать объём материала, индивидуализировать темп его подачи, и учитывать произносительные возможности ребёнка.
Используемая литература:
1. Справочник логопеда. // М. А. Поваляева
2. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. // Е. В. Кузнецова,
И. А. Тихонова. Букварь. //Воронкова В. В., Коломыткина И. В. М. : Просвещение. 1998.-153 с. Учебное пособие для коррекционных образовательных учреждений 8 вида.