Данилова Екатерина
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время первоначальной социализации и индивидуализации ребенка, в процессе которых идет активное становление личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает социальным пространством человеческих взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании у него умения устанавливать деловые отношения и контакты со сверстниками и взрослыми, активно взаимодействовать с ними в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сопереживать и сочувствовать, контролировать свои действия и поведение. Ребенок овладевает культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы поведения, мышления, восприятия, которые наиболее ярко проявляются в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому все пространство жизнедеятельности ребенка, окружающая его социальная среда, играют важную роль в развитии дошкольника.
Темочки:
Учитывая значимость активного становления личности и индивидуальности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых, педагогов и психологов, работающих с детьми, является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.
Данный подход базируется на следующих положениях:
- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;
- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;
- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение дошкольника предполагает создание условий, способствующих его интеллектуальному и личностному развитию, обеспечение ребенку возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в детском коллективе.
Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции, психические процессы и качества личности.
Наиболее привлекательной деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.
По мнению отечественного психолога А. Д. Андреевой, именно благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, в которую он включается, новый опыт, полученный в ней, становится его личным приобретением.
Перенос усвоенного ребенком опыта в новые ситуации, в его собственные игры, является значимым показателем развития его субъектной позиции и творческой инициативы.
Кроме того, в игре дети учатся действовать в уме, размышлять, раскрепощается их воображение, развиваются творческие способности.
В процессе развивающих игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль. Следуя правилам игры, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают свой социальный опыт, учатся общаться. Следовательно, развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.
В нашем детском саду реализуется авторская программа развивающих занятий с дошкольниками, направленная на развитие социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности.
Программа реализуется в четырех тематических блоках:
1. «Учимся общаться и дружить». Данный блок содержит игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и умений: «Я рад видеть тебя…», «Ветер дует на…» и другие; игры на развитие умения слушать друг друга: «Испорченный телефон», «Рассказ по кругу», «Узнай по голосу»; игры на формирование чувства принадлежности к группе: «Я – мои друзья», «Мы очень хорошие», «Общий круг», «Нить дружбы»; игры на самопринятие и на формирование позитивного отношения к сверстникам: «Ласковое имя», «Я могу!», «Что я люблю», «Ласковые слова», «Пожелания», и другие; игры и упражнения на формирование умения действовать согласованно, совместно принимать решение: «Доброе животное», «Ах!», «Сороконожка», «Составные скульптуры», «Работаем вместе», «Слепой и поводырь» и т. д. В содержание блока также входят беседы и рассказы на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений.
В результате усвоения темы возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство принадлежности к группе и своей значимости в детском коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу. Занятия дают детям возможность чувствовать себя уверенными и быть открытыми в общении с людьми. Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности. При формировании навыков общения на занятиях активизируются все каналы коммуникации: зрительный, вербальный, тактильно-кинестетический.
2. «Учимся понимать настроение друг друга». Посредством разнообразных игр, упражнений, проблемно-игровых ситуаций происходит актуализация и рефлексия определенного чувства, эмоционального опыта ребенка. Дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, рассказывать о них другому человеку, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.
3. «Учимся наблюдать, запоминать, творить и размышлять». Данный блок содержит игры и упражнения на развитие психических процессов. В результате работы по данной теме у детей развивается внимание и память, дети учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать отношения между ними, создавать новое на основе имеющегося опыта.
4. «Учимся владеть собой». Здесь представлены игры и упражнения на развитие произвольности поведения и деятельности: «Заколдованный принц», «Море волнуется…», «Да - нет», «Надоело так сидеть…», «Запрещенное движение», «Кто быстрее», «Воздух, вода, огонь, земля» и другие. В результате работы по данной теме у детей развивается способность регулировать свои действия, следуя игровому правилу в разнообразных играх, применяемых на занятии (речевых, подвижных и др.). Дети учатся планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность на занятии в соответствии с поставленной психологом задачей и правилами поведения, которые формируются в ходе совместного обсуждения на занятии.
Таким образом, через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально-коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.