Получи документы

Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности

Данилова Екатерина
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – время первоначальной социализации и индивидуализации ребенка, в процессе которых идет активное становление личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает социальным пространством человеческих взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании у него умения устанавливать деловые отношения и контакты со сверстниками и взрослыми, активно взаимодействовать с ними в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сопереживать и сочувствовать, контролировать свои действия и поведение. Ребенок овладевает культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы поведения, мышления, восприятия, которые наиболее ярко проявляются в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому все пространство жизнедеятельности ребенка, окружающая его социальная среда, играют важную роль в развитии дошкольника.

Темочки:

Учитывая значимость активного становления личности и индивидуальности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых, педагогов и психологов, работающих с детьми, является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.

Данный подход базируется на следующих положениях:

- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;

- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;

- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение дошкольника предполагает создание условий, способствующих его интеллектуальному и личностному развитию, обеспечение ребенку возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в детском коллективе.

Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции, психические процессы и качества личности.

Наиболее привлекательной деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.

По мнению отечественного психолога А. Д. Андреевой, именно благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, в которую он включается, новый опыт, полученный в ней, становится его личным приобретением.

Перенос усвоенного ребенком опыта в новые ситуации, в его собственные игры, является значимым показателем развития его субъектной позиции и творческой инициативы.

Кроме того, в игре дети учатся действовать в уме, размышлять, раскрепощается их воображение, развиваются творческие способности.

В процессе развивающих игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль. Следуя правилам игры, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают свой социальный опыт, учатся общаться. Следовательно, развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.

В нашем детском саду реализуется авторская программа развивающих занятий с дошкольниками, направленная на развитие социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности.

Программа реализуется в четырех тематических блоках:

1. «Учимся общаться и дружить». Данный блок содержит игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и умений: «Я рад видеть тебя…», «Ветер дует на…» и другие; игры на развитие умения слушать друг друга: «Испорченный телефон», «Рассказ по кругу», «Узнай по голосу»; игры на формирование чувства принадлежности к группе: «Я – мои друзья», «Мы очень хорошие», «Общий круг», «Нить дружбы»; игры на самопринятие и на формирование позитивного отношения к сверстникам: «Ласковое имя», «Я могу!», «Что я люблю», «Ласковые слова», «Пожелания», и другие; игры и упражнения на формирование умения действовать согласованно, совместно принимать решение: «Доброе животное», «Ах!», «Сороконожка», «Составные скульптуры», «Работаем вместе», «Слепой и поводырь» и т. д. В содержание блока также входят беседы и рассказы на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений.

В результате усвоения темы возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство принадлежности к группе и своей значимости в детском коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу. Занятия дают детям возможность чувствовать себя уверенными и быть открытыми в общении с людьми. Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности. При формировании навыков общения на занятиях активизируются все каналы коммуникации: зрительный, вербальный, тактильно-кинестетический.

2. «Учимся понимать настроение друг друга». Посредством разнообразных игр, упражнений, проблемно-игровых ситуаций происходит актуализация и рефлексия определенного чувства, эмоционального опыта ребенка. Дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, рассказывать о них другому человеку, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.

3. «Учимся наблюдать, запоминать, творить и размышлять». Данный блок содержит игры и упражнения на развитие психических процессов. В результате работы по данной теме у детей развивается внимание и память, дети учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать отношения между ними, создавать новое на основе имеющегося опыта.

4. «Учимся владеть собой». Здесь представлены игры и упражнения на развитие произвольности поведения и деятельности: «Заколдованный принц», «Море волнуется…», «Да - нет», «Надоело так сидеть…», «Запрещенное движение», «Кто быстрее», «Воздух, вода, огонь, земля» и другие. В результате работы по данной теме у детей развивается способность регулировать свои действия, следуя игровому правилу в разнообразных играх, применяемых на занятии (речевых, подвижных и др.). Дети учатся планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность на занятии в соответствии с поставленной психологом задачей и правилами поведения, которые формируются в ходе совместного обсуждения на занятии.

Таким образом, через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально-коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 1. Зарождение и становление коммуникативной.

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Конспект занятия «Юные метеорологи». Формирование представлений о метеорологии средствами игровой деятельности Цель: Формирование представлений о науке- метеорологии через игровую деятельность. Задачи: - ОО Познавательное развитие: формировать представления.

Формирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельностиФормирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельности Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольниковФормирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников 2 группы раннего возраста № 5. В.

Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности Н. Ф. Разумова Усолье – Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 44» Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности.

Формирование нравственно-коммуникативных навыков у дошкольников средствами этикета Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, воспитательную функции. При рассмотрении.

Формирование правил безопасного поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС доРазвитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности
Опубликовано: 14 марта 2018 в 12:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Данилова Екатерина (УИ 450684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД