Лучший педагог года

Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности

Данилова Екатерина
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности
▼ Скачать

Дошкольное детство – время первоначальной социализации и индивидуализации ребенка, в процессе которых идет активное становление личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает социальным пространством человеческих взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании у него умения устанавливать деловые отношения и контакты со сверстниками и взрослыми, активно взаимодействовать с ними в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сопереживать и сочувствовать, контролировать свои действия и поведение. Ребенок овладевает культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы поведения, мышления, восприятия, которые наиболее ярко проявляются в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому все пространство жизнедеятельности ребенка, окружающая его социальная среда, играют важную роль в развитии дошкольника.

Публикация «Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности» размещена в разделах

Учитывая значимость активного становления личности и индивидуальности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых, педагогов и психологов, работающих с детьми, является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.

Данный подход базируется на следующих положениях:

- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;

- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;

- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение дошкольника предполагает создание условий, способствующих его интеллектуальному и личностному развитию, обеспечение ребенку возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в детском коллективе.

Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции, психические процессы и качества личности.

Наиболее привлекательной деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.

По мнению отечественного психолога А. Д. Андреевой, именно благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, в которую он включается, новый опыт, полученный в ней, становится его личным приобретением.

Перенос усвоенного ребенком опыта в новые ситуации, в его собственные игры, является значимым показателем развития его субъектной позиции и творческой инициативы.

Кроме того, в игре дети учатся действовать в уме, размышлять, раскрепощается их воображение, развиваются творческие способности.

В процессе развивающих игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль. Следуя правилам игры, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают свой социальный опыт, учатся общаться. Следовательно, развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.

В нашем детском саду реализуется авторская программа развивающих занятий с дошкольниками, направленная на развитие социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности.

Программа реализуется в четырех тематических блоках:

1. «Учимся общаться и дружить». Данный блок содержит игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и умений: «Я рад видеть тебя…», «Ветер дует на…» и другие; игры на развитие умения слушать друг друга: «Испорченный телефон», «Рассказ по кругу», «Узнай по голосу»; игры на формирование чувства принадлежности к группе: «Я – мои друзья», «Мы очень хорошие», «Общий круг», «Нить дружбы»; игры на самопринятие и на формирование позитивного отношения к сверстникам: «Ласковое имя», «Я могу!», «Что я люблю», «Ласковые слова», «Пожелания», и другие; игры и упражнения на формирование умения действовать согласованно, совместно принимать решение: «Доброе животное», «Ах!», «Сороконожка», «Составные скульптуры», «Работаем вместе», «Слепой и поводырь» и т. д. В содержание блока также входят беседы и рассказы на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений.

В результате усвоения темы возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство принадлежности к группе и своей значимости в детском коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу. Занятия дают детям возможность чувствовать себя уверенными и быть открытыми в общении с людьми. Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности. При формировании навыков общения на занятиях активизируются все каналы коммуникации: зрительный, вербальный, тактильно-кинестетический.

2. «Учимся понимать настроение друг друга». Посредством разнообразных игр, упражнений, проблемно-игровых ситуаций происходит актуализация и рефлексия определенного чувства, эмоционального опыта ребенка. Дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, рассказывать о них другому человеку, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.

3. «Учимся наблюдать, запоминать, творить и размышлять». Данный блок содержит игры и упражнения на развитие психических процессов. В результате работы по данной теме у детей развивается внимание и память, дети учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать отношения между ними, создавать новое на основе имеющегося опыта.

4. «Учимся владеть собой». Здесь представлены игры и упражнения на развитие произвольности поведения и деятельности: «Заколдованный принц», «Море волнуется…», «Да - нет», «Надоело так сидеть…», «Запрещенное движение», «Кто быстрее», «Воздух, вода, огонь, земля» и другие. В результате работы по данной теме у детей развивается способность регулировать свои действия, следуя игровому правилу в разнообразных играх, применяемых на занятии (речевых, подвижных и др.). Дети учатся планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность на занятии в соответствии с поставленной психологом задачей и правилами поведения, которые формируются в ходе совместного обсуждения на занятии.

Таким образом, через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально-коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 1. Зарождение и становление коммуникативной.

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Конспект занятия «Юные метеорологи». Формирование представлений о метеорологии средствами игровой деятельности Цель: Формирование представлений о науке- метеорологии через игровую деятельность. Задачи: - ОО Познавательное развитие: формировать представления.

Формирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельностиФормирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельности Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольниковФормирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников 2 группы раннего возраста № 5. В.

Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности Н. Ф. Разумова Усолье – Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 44» Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности.

Формирование нравственно-коммуникативных навыков у дошкольников средствами этикета Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, воспитательную функции. При рассмотрении.

Формирование правил безопасного поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС доРазвитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности
Опубликовано: 14 марта 2018 в 12:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Данилова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД