Олеся кусалова
Формирование функциональной речевой грамотности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к презентации.
«Формирование функциональной речевой грамотности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Выполнила воспитатель Кусалова О. Н.
1 слайд
«Формирование функциональной речевой грамотности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
«Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.» А. В. Запорожец
2 слайд
Публикация «Формирование функциональной речевой грамотности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
Что такое «Функциональная грамотность»?
3 слайд
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
4 слайд
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
5 слайд
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
6 слайд
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
7 слайд
В возрасте 6-7 лет формируются базовые основы чтения, письма, математики, этот шаблон помогает будущему ученику приобретать знания и учиться самостоятельно, быть независимым, уметь жить среди людей. Поэтому функциональная грамотность, как средство выявления учебных навыков и способностей, знакома детям уже в этом возрасте.
8 слайд
В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, которая является основной в этот период. Через игру дошкольники входят в сложнейший мир познания. Дети играют и не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми.
9 слайд
Работая по данной теме, я сделала вывод, что эффективной формой работы по формированию функциональной грамотности у дошкольников является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные способности. Это непосредственно игровой метод и форма обучения детей, самостоятельная игровая деятельность, а также средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенок в игре не думает о том, как решить поставленную в ней образовательную задачу, прежде всего игра для него – возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
10 слайд
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья).
11 слайд
Виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушками). Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё
2. Настольно-печатные игры.
Эти игры помогают решать важные учебные задачи:
• расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
• систематизируют уже имеющиеся знания;
• развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
• стимулируют воображение.
3. Словесные игры.
Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности.
Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи
Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений.
12 слайд
При проведении дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, дети учатся понимать обобщающие слова и использовать их в речи. Обогащать и активизировать в речи слова. У детей возникает живой естественный интерес, что способствует развитию самостоятельного мышления, а главное - освоению способов познавательных действий.
13 слайд
Развивая математические способности детей, я провожу следующие дидактические игры : "Продолжи ряд", "Посчитай, сколько?", "Графический диктант" «Числовое поле» и многие др. игры.
14 слайд
«Продолжи ряд» - в этой игре активизируется активный словарный запас по теме: ряд, круг, квадрат, треугольник, желтый, синий, красный. Дети проговаривают слова, стараются дать полный ответ на поставленный вопрос воспитателя. В дальнейшем они будут использовать эти слова в речи.
15 слайд
При использовании игр на занятиях по основам грамоты у детей тренируется внимательность, усидчивость, сообразительность, развиваются навыки звукового анализа, им легче запоминать отличительные особенности звуков.
16 слайд
В своей работе я использую словесные игры"Узнай звук", «Назови слово»,
«Поймай звук», направленные на развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.
Также я использую рассказы с картинки, При пересказе или заучиванию использую мнемотаблицы,
17 слайд
В группе оформлены картотеки дидактических игр по развитию речи
18 слайд
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы учим детей распознавать всё, что происходит вокруг нас.
19 слайд
И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие
дидактические игры : «Волшебный мешочек», «Что из чего сделано?», «Игры с мячом»,«Морские обитатели», «Речные обитатели», «Город и село», «Назови правильно»
и многие другие.
20слайд
«Игра с мячом» - в этой игре закрепляется умение детей определять предметы рукотворного и природного мира. Побуждает детей к ознакомлению к окружающему миру. Что так же влияет на обогащение словарного запаса детей, который влияет на дальнейшее формирование функциональной речевой грамотности.
21 слайд
Анализируя результаты своей работы, я заметила, что систематическое применение в воспитательно-образовательном процессе дидактических игр дает значительные результаты по формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе прямо или косвенно приводит к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.