Валеева Зульфия
Интеллектуальное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила:
Воспитатель Валеева З. Ш.
Чтобы убедиться, что малыш развивается по возрасту и принять меры при необходимости, нужно знать онтогенез детского развития. Причём, не только речевого.
Речь не появляется сама по себе. Речь – всегда совокупность сфер деятельности ребёнка, сформированных по возрасту.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Если малышу ещё нет 3-х лет, перед вами план занятий на ближайшее будущее. Теперь Вы точно будете знать, чему учить малыша и во что с ним играть, чтобы к 3-м годам ребёнок не отставал в развитии от сверстников.
Если малышу уже есть 3 года, проверьте, всеми ли необходимыми навыками и умениями он обладает. Если не всеми, научите, заполните пробелы.
Что, кроме речи развиваем и над чем работаем?
1. Зрительный контакт.
2. Понимание речи (понимание инструкций, вопросов, простых и более сложных грамматических конструкций).
3. Игровая деятельность.
4. Интеллект, память, внимание, восприятие.
5. Общая моторика (координация движений, ощущение своего тела в пространстве).
6. Мелкая моторика.
7. Артикуляция.
8. Речевой выдох.
9. Фонематический слух.
Нормы развития для ребёнка 3 лет :
Коммуникативные и социальные навыки: в норме, к 3 годам малыш с лёгкостью вступает в контакт, принимает задачу, поставленную взрослым (поймать всех рыбок с помощью магнитной удочки); использует предмет по назначению (а не стучит или грызёт его); с интересом смотрит в глаза и повторяет простые действия взрослого (подражает).
На каком уровне развита игровая деятельность и мышление, наглядно-образное или наглядно-действенное: в норме, ребёнок 3 лет уже соотносит коробку форм не методом проб и ошибок, а методом зрительного сличения; играет в простые сюжетные игры (чаепитие, укладывание кукол спать).
Восприятие величины, формы и цвета: знает минимум 3 основных цвета, что такое «квадрат, треугольник, круг» и владеет понятиями «большой, маленький».
Пассивный словарь: знает и может показать несколько игрушек, овощей, фруктов, предметов мебели и быта. Понимание речи, выполняет ли ребёнок речевые инструкции на слух, либо ориентируется на жест: в 3 года ребё нок понимает просьбы и простые инструкции: «принеси синий», «дай самый большой», «положи на стол», знает и может показать на картинках основные глаголы-действия (где кошка сидит, где кошка спит, где кошка ест).
Правильно собирает пирамидку, строит башню, складывает несложные разрезные картинки, собирает и разбирает матрёшку.
Соотносит картинку с предметом, может соотносить различные похожие предметы, которые отличаются друг от друга (рисунки похожих, но неидентичних предметов (напр., сапоги и туфли, чашка и стакан); может найти и дать «такой же»; найти тень; показать все цветы (только цветы) на рисунке; понимает, что скрывает под собой перечеркнутое изображения; рассортировать предметы по 2-м категориям (есть и пить, в шкаф или на тарелку); отличает съедобное от несъедобного.
Если общая и мелкая моторика в норме, к 3-м годам малыш может: стоять на одной ноге, играть в футбол, стоять на носках, прыгать, играть в кегли, бросать мячик в корзину, откручивать крышку у бутылки, тянуть за шнур, взять предмет большими щипцами, нанизыватъ большие бусы на шнурок, пристёгивать прищепки, рисовать одним пальцем.
Навыки самообслуживания: в 3 года малыш уже может есть вилкой, надеть куртку и брюки, самостоятельно умываться и ходить на горшок, застёгивает большие пуговицы.
В дневнике развития малыша, в поля слева ставьте галочки напротив тех навыков, которые уже есть у малыша. Развивайте малыша согласно последовательности, приведённой в дневнике.
Дневник интеллектуального развития ребёнка 3 лет
Использует предметы по назначению.
Подражает действиям с предметами, мимике.
Подражает звукам.
Смотрит в глаза, контактен.
Принимает задачу сюжетной игры (напр., поймать всех рыбок магнитной удочкой).
Поддерживает простую сюжетную игру (всех покормить, попоить, спать уложить).
Выполняет простые инструкции (закрой кису, закрой машинку).
Понимает глаголы (покажи, где киса спит, где мальчик идёт).
Знает и может показать цвета (синий, красный, жёлтый).
Соотносит коробку форм (только по зрительному сличению).
Строит башенку.
Собирает/разбирает пирамидку.
Разбирает/собирает матрёшку.
Складывает разрезные картинки (из 3-х частей).
Знает величины (большой, маленький).
Знает формы (круг, треугольник, квадрат).
Соотносит картинку с предметом.
Может соотнести различные похожие предметы, которые отличаются друг от друга (рисунки похожих, но неидентичных предметов: сапоги и туфли, чашка и стакан).
По просьбе находит и даёт «такой же».
Находит тень.
Показывает все цветы (только цветы) на рисунке.
Понимает, что скрывает под собой перечёркнутое изображение.
Сортирует предметы по 2-м категориям (есть и пить, в шкаф или на тарелку).
Отличает съедобное от несъедобного.
Стоит на одной ноге.
Рисует одним пальцем (мелкая тарелка + песок, манка).
Стоит на носках.
Прыгает.
Играет в кегли.
Бросает мяч в корзину.
Играет в футбол (бьёт по мячу).
Откручивает крышку от бутылки.
Тянет за шнур.
Берёт предметы большими щипцами.
Пристёгивает прищепки.
Нанизывает большие бусы на шнурок.
Ест вилкой.
Одевает куртку и брюки.
Самостоятельно умывается и ходить на горшок.
Застёгивает большие пуговицы.