Татьяна Данищенко
«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Русское народное декоративно-прикладное искусство – одно из главных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В игрушке или предмете обихода, сделанными руками мастера, заключены представления наших предков о красоте, любовь к родной природе, глубокий символический смысл. В работе с детьми для меня важно вызвать интерес к этим уникальным явлениям русской культуры, найти отклик в душах ребят, поэтому я постоянно нахожусь в поиске новых интересных приёмов организации занятий, которые позволят сделать процесс познания и творчества поистине увлекательным.
Публикация «„Вечера с Марьей Искусницей“, Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Дети старшей группы, посещающие изостудию, как правило, знакомятся с народной игрушкой и росписью в рамках непосредственной образовательной деятельности в группах, поэтому некоторые виды росписи и игрушки предстают перед ребятами уже знакомыми. Чтобы сделать встречу с новым и повторение уже знакомого более интересным и «живым», я разработала для изостудии циклы занятий, которые называются «Вечера с Марьей Искусницей».
Особенностью «Вечеров» является то, что для приобщения старших дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, я знакомлю ребят с особенностями уклада жизни старинных мастеров, фольклором, народными играми, музыкальным творчеством. Ведь не секрет, что, выделяя одну лишь роспись как объект изучения, мы отрываем её от корней, которые питали её многие десятилетия. А знакомство со старинными культурными основами промысла, с жизнью мастеров, природой определённой местности особенно важно и нужно для того, чтобы получить наиболее полное представление об изделии народного промысла как уникального и самобытного образца русской культуры. Осознавая эту связь, ребёнок учится понимать, уважать, любить и ценить изделия народных промыслов. С истинным интересом наши дети, рождённые в Поволжье, рассматривают, например, картинки с изображением рек Северной Двины и Мезени, старинного города Каргополя, отмечают, как мастера передали в колорите росписей особенности северной природы.
Знакомить дошкольников с укладом жизни старинных мастеров мне помогает созданный на базе детского сада музей «Русская изба», где дети могут рассмотреть предметы народного искусства, узнать, где их применяли или располагали в доме. Сама атмосфера музея с его вышивками, лоскутными одеялами, расписной посудой и мебелью позволяет настроиться на творческий лад. Для меня особенно важно не только рассказать детям о старинной одежде, посуде, предметах быта и игрушке, но и дать им возможность самим сотворить что-то подобное – раскрасить изображение прялки, коня-качалки, разделочной дощечки, старинного головного убора или рубахи.
Моей помощницей в таких «путешествиях в старину» является большая кукла из ткани – Марья Искусница. Она-то и рассказывает детям много интересного о промыслах, народных мастерах, костюме, поёт песни и рисует вместе с ребятами. Подобный игровой театрализованный момент позволяет детям воспринимать информацию легко и с интересом. Не раз замечала, как дети старшей группы переставали смотреть мне в глаза, когда я с куклой, надетой на шею и руки, показываю им предметы народного искусства, иллюстрации. Такое чувство, наверное, знакомо кукловодам, когда они словно сами как бы растворяются, становятся просто «двигателем», а сама душа, жизнь заключена в кукле и дети внимают только ей, не замечая вас. В этот момент Марья Искусница становится поистине волшебным, сказочным персонажем.
Наличие народной музыки, песни, характерной для определённой местности, малых фольклорных жанров, сопровождающих показ игрушек и предметов обихода, вызывает положительные эмоции у детей, способствует созданию непринуждённой атмосферы.
Во время «Вечеров» старшие дошкольники знакомятся с традициями посиделок, комнатными народными играми («Совушка-сова», «Жаворонок», «Поясок», «Прялица). Марья Искусница предлагает детям поиграть и в дидактические игры («Составь узор», «Собери рисунок», «Узнай народную игрушку», «Назови народную роспись», «Что лишнее?», «Определи последовательность» и др., она рассматривает вместе с детьми книги о народном искусстве, промысле, репродукции с изображениями природы, виды старинных городов.
Подводя итоги своей работы, мы с детьми организуем творческие выставки («Морозные узоры гжели», «Хохломское золото», «Тарарушки Полхов-Майдана», «Филимоновское чудо» и др., открытые занятия для родителей («Свистулька не простая – свистулька расписная», «Деревенька в стиле Дымково») и педагогов, участвуем в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Для современного общества важным остаётся приобщение детей к культуре своей страны, осознание себя как части своего народа. Использование в работе цикла занятий «Вечера с Марьей Искусницей» позволяет провести знакомство дошкольников со старинными художественными промыслами интересно и необычно. Насыщенность занятий впечатлениями, народными красками, творчеством, народной певучей речью вызывает живой блеск в детских глазах, внимание и интерес – а это лучшее подтверждение того, что данный подход эффективен в работе с дошкольниками. Самостоятельно создавая работы по мотивам народных росписей, игрушек, дети приобщаются к ценностям родной культуры, начинают любить её, она становится близка и более понятна им, а это уверенный шаг к воспитанию патриотизма.