Таисия Медведева
Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
Публикация «Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны он предполагает активное воздействие на детей взрослых : родителей, педагогов, социальной среды, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
Воспитание должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений.
В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь. Задачи нравственного воспитания таковы: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, стране, ее народу, богатствам и недрам, культурному наследию прошлого, уважение к народам разных национальностей и желание трудиться.
Работая над данной проблемой, наш коллектив старается создать в своем детском садике правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива, педагогическим и родительским коллективами, высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать возрастным особенностям и предусматривать зону ближайшего нравственного развития (приучения, упражнения, пример взрослого и сверстников, целенаправленные наблюдения, показ действий, труд, игра, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание картинок, соблюдение правил и т. д., их очень много).
Каждый педагог по своему выстраивает цикл и систему работы по нравственному воспитанию. Но в конце года педагог каждой возрастной группы подводит итоги работы с детьми, в том числе и по нравственному воспитанию. С этой целью мы анализируем степень устойчивости нравственных мотивов, привычек нравственного поведения, ибо это является главным критерием достигнутых результатов, показателем нравственной воспитанности детей.
В своей работе мы опираемся на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш. А. Амоношвили: «В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия. Эту работу осуществляем системно, взаимосвязано с работой по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкально-художественному воспитанию и др., в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка, в сотрудничестве педагогов и родителей.
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Здесь формируются навыки: самостоятельности в быту, заботливое отношение к взрослым, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, отдельные правила поведения в помещении, на улице, со взрослыми. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, радоваться общим успехам. Во второй младшей группе можно создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия. Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
В младшем возрасте для работы по духовно-нравственному воспитанию я использую картины, на которых изображены определенные действия: «На прогулку», «Этот мальчик сам одевает куртку» и т п., сюжетные игры-действия «Оденем Машу на прогулку», «Поможем Маше умыться» и т. д. Все действия всегда сопровождаются художественным словом; используются художественные образы, личный пример взрослого; оценка положительных действий малыша; оценивая негативный поступок или действие, педагог раскрывает в первую очередь последствия этого поступка, что может произойти, если этот поступок не предотвратить или повторять, а не дает характеристику ребенку, совершившему этот поступок (Вова - плохой, безобразник и т. д.).
Разъясняя значение элементарных правил вежливости, я убеждаю малышей на их собственном опыте, что хорошее поведение доставляет много радости окружающим.
Приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу для того, чтобы приучить к этому малышей. Доброжелательное отношение к своим родителям и близким со стороны воспитателя дети должны видеть.
Для выполнения требований программы по нравственному воспитанию для детей 2-4 лет я подобрала соответствующую литературу, сюжетно-ролевые игры, картины и картинки, игры-драматизации, целевые прогулки, трудовые поручения, систему наблюдений, игры с песком и водой, дидактические игры, подвижные игры. Заложенные на первых ступенях дошкольного детства начала гуманизма, его общественная направленность продолжают свое развитие в старшем возрасте.