Елена Рогожина
Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством. Конспект интегрированного занятия «Дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Продолжать знакомить детей с народно — прикладным искусством.
Расширять представления о народной игрушке. Воспитывать
уважительное отношение к народным мастерам. Показать связь народной
игрушки с окружающей природой, с художественными традициями в
изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево,
имеющихся в местах проживания мастеров.
Публикация «Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством, Конспект интегрированного занятия „Дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Продолжать формировать умение рисовать элементы дымковской росписи
при помощи кисти и палочки - тычка. Развивать чувство цвета при
составлении узора. Тренировать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображениями дымковских игрушек, дымковские игрушки,
деревянная матрёшка, подставки для кистей, кисти, палочки — тычки,
гуашь, салфетки, стаканчики с водой, листы бумаги с контурами дымковской барышни.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках на ковре полукругом (иллюстрации висят на мольберте, игрушки стоят на столе)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые игрушки у нас сегодня в гостях! Что это за игрушки?
Дети: Дымковские.
Воспитатель : Да, это дымковские игрушки.
А почему они так называются?
Дети: Потому что их делают в деревне Дымково.
Воспитатель: Да правильно. Была такая дымковская слобода, в пригороде
г. Вятки (теперь город Киров).Там устраивали праздник особый, который больше ни где не справлялся. Он назывался «свистопляска», а позднее стал называться «свистунья». Необыкновенный был праздник — все гуляли три дня с качелями и каруселями, с плясками и песнями и с заливистым свистом. Каждая семья покупала на ярмарке дымковские свистульки и игрушки. После праздника, зимой, эти игрушки ставили между окон и они украшали дома. За окнами снег, сугробы, а в окнах, сквозь любую пургу, ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки. Ведь они необыкновенно нарядны. Эти игрушки делали не только для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов оберегать урожай, уберечь от несчастья. А делались эти игрушки из глины. Как их делали?
Дети: Их лепили. А потом ставили в печи чтобы обжечь. После этого они становились твёрдые и звонкие.
Воспитатель: Правильно, а что же потом?
Дети: Их доставали из печей и ставили на деревянные столы остывать. А потом смешивали мел с молоком и покрывали этим составом игрушки. И они становились белыми. А затем их раскрашивали.
Воспитатель : Правильно. В дымковской росписи присутствуют самые разнообразные цвета. А вот элементов всего пять. Какие?
Дети: Круг, прямая линия, волнистая линия, точки и клетки.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что означают эти элементы в дымковской росписи?
Дети: Круг - это солнце, волнистые линии это вода, а клетки земля.
Воспитатель: Хорошо. А кто может рассказать стихи - потешки про дымковские игрушки?
Давайте послушаем Иру ‚ Максима и Аню.
Дети читают стихи - потешки
***
Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка –муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конёк?
Для какого молодца?
Это конь – богатырь
Для Алёши — удальца.
***
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
***
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Воспитатель: Замечательные стихи - потешки придумал русский народ. А теперь
давайте поиграем. Закройте глаза
Игра на внимательность «Что лишнее?» .
Выставляются дымковские игрушки и одна матрёшка.
Воспитатель: Посмотрите, какая здесь игрушка лишняя?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Молодцы! Она тоже народная игрушка, но сделана из дерева и расписана другими мастерами. А почему в одних селениях делали игрушки из глины, а в других из дерева?
Дети : Потому что рядом с одним селением росли леса ‚ а рядом с другими было много глины. И поэтому игрушки делали из тех материалов, которые были под рукой.
Воспитатель: Правильно. А теперь отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл, ключик так и не нашёл
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель (ставит на стол дымковскую барышню): Ребята посмотрите у нас
сегодня ещё одна симпатичная гостья!
Читает стихотворение
***
Посмотри как хороша, эта девица — душа!
Щёчки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня уж так красива.
Мы с вами сейчас совершим путешествие в мастерские дымковской слободы, и как настоящие художники будем расписывать дымковскую барышню.
Дети берут стулья и садятся за свои столы. На столах лежат листы с
контурами дымковской барышни, гуашь, кисточки, палочки — тычки, салфетки‚
стоят стаканы с водой.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим элементы дымковской росписи.
Звучит спокойная народная музыка. Дети рисуют.
По окончании самостоятельной части педагог хвалит детей, проводится анализ детских работ.
Воспитатель: Все ребята молодцы! Справились с работой. Как настоящие художники расписали дымковскую барышню. А теперь наши гости (игрушки) отправятся по своим домам, а мы с вами вернёмся в детский сад.