Елена Романишина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, использую для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно-нравственными нормами жизни в человеческом обществе.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию» размещена в разделах
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой смогут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышение их экологической грамотности и культуры.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостях переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. «От чистоты душевной – к чистоте окружающей среды» - советуют православные священники. Исправить не правильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.
Главной целью является развитие экологической воспитанности у дошкольников. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
1. Освоение экологических представлений
2. Развитие познавательных умений
3. Овладение умением ухода за живыми существами
4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
5. Развитие интереса к природе и проблемам ее охраны
Решение этих задач осуществлялось через систему педагогического взаимодействия: организованное обучение, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей.
В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплексы экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям. В своей работе педагоги применяют организованную форму обучения, в которую входят:
1. Классификация представления о природе
2. Экскурсии (на реку, по экологической тропинке и т. д.)
3. НОД
4. Наблюдение за животными и растениями
5. Изобразительная деятельность по экологической тематике
6. Обобщение представлений о природе
7. Ознакомление с трудом взрослых в природе
8. Развитие речи
9. Обучение детей по уходу за растениями и животными
В группах создана соответствующая развивающая среда: экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения, календарь природы, мини-библиотека, содержащая книги экологической направленности, биологические паспорта растений, материалы для проведения опытов и наблюдений и т. п.
Огромное значение в экологическом воспитании дошкольников уделяю совместной деятельности взрослого и детей : экологические досуги, наблюдения и уход за растениями в уголке природы, труд на участке, целевые прогулки на природе, игры, рассказы воспитателя, проигрывание ситуаций и словесные обсуждения, выставки поделок из природного и бросового материала, рисунков (конкурсы на лучшую кормушку для птиц, инсценировки, театральные представления, чтение литературы природоведческого содержания, опыты, создания книг-самоделок.
В нашем детском саду ведётся кружок по экологическому воспитанию «Маленькие следопыты», целью которого является воспитывать экологически грамотное поведение детей в природе и природоохранной деятельности.
Важная роль принадлежит наглядным пособиям, которые дают возможность подробно рассмотреть, описать предметы (изображения событий или природных явлений, установить между ними содержательные связи). Многие пособия изготавливаются педагогами своими руками, это природоохранительные знаки, перфокарты, дидактические картинки, биологические паспорта, схемы-модели. Также имеются дидактические игры и картотека подвижных игр на экологическую тематику.
Результатом такой работы является не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.
Таким образом, в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М., 2008.
2. Николаева С. Н. «Юный эколог»
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - М., Просвещение 2002.
4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - М., ТЦ «Сфера» 2001.