Хамаева Елена
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дифференциация согласных звуков [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дифференциация согласных звуков [с]-[з]»
Тема занятия : «Дифференциация звуков С-З».
Цель: Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.
Задачи:
Образовательные:
-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Дифференциация согласных звуков [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;
-работать над развитием фразовой речи;
-формирование навыков звукового анализа : давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;
- познакомить с графическим образом букв С и 3
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
-воспитывать организованное поведение на занятии;
-формировать активность и самостоятельность на занятии;
-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.
Оборудование:
Мягкие игрушки – собака и заяц, мяч, домики для игр с предлогами, буквы С и З, миниатюрные фигуры диких животных, раскраски со зверями, карточки с заданиями по артикуляционной гимнастике.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас пригласил туда?»
Воспитатель загадывает загадки:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет на стол игрушки Зайца и Собаки.
Воспитатель : «Ребята, наши гости любят выполнять гимнастику. И мы с вами тоже любим ее делать. А давайте покажем им, как мы выполняем артикуляционную гимнастику вместе с нашим любимым другом «Язычком».
Выполняется артикуляционная гимнастика «Зоопарк».
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давайте изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Даватей покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давайте покажем, как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажите, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Воспитатель: «Молодцы! Ребята, а какие звуки мы слышим в начале слова: «зайка», «собака»?
Дети: «В начале слова «зайка» мы слышим звук З, в начале слова «собака» звук С.
Воспитатель: «Правильно! И сегодня мы будем с вами говорить о звуках [с] и [з]. Давайте уточним артикуляцию и характеристику этих звуков»
Дети сидят на стульчиках. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с] : губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] - то же самое + включение голоса).
Воспитатель: «Ребята, вы заметили, что наши звуки похожи? Каким же образом? Они произносятся одинаково, оба согласные, твердые, их обозначаем синим цветом, выдыхаемый воздух холодный, направлен вниз.
А также у них есть различия. Звук С - глухой, при его произнесении горлышко молчит, звук З – звонкий, при его произнесении «горлышко работает, звенит»
Ребята, посмотрите - Собака нам приготовила задание!
Игра «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).
Правила: Вы хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топаете, если слышите звук [з] :
сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, астра, музыка, бусы, тазы, сова, автобус.
Воспитатель: Ребята! Вы - молодцы! Еще одно задание от собачки.
Игра «Запомни – повтори»
По дороге в зоопарк, собачка нам предлагает провести речевую разминку. Правила: повторяем слоговые цепочки, цепочки слов и чистоговорки:
Са-са-за, За-са-за, За-за-са, Сы-зы-зы, Зы-сы-зы, Сы-сы-зы.
Сом-зонт – сок, Зайка-сумка-завод, Знак-стол-звон, Собака-заноза-соль, Замок-совок-засов.
За-са-за - вот идёт коза.
Зу-зу- су - мы видели лису.
СА-за-са – вот летит оса.
Зу-су-зу - отвязали мы козу.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились!
Зайка тоже приготовил для нас задание, он предлагает нам поиграть с мячом.
Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори».
Я бросаю вам каждому по очереди мяч, произношу начало слова, а вы должны выбрать подходящий слог ЗЫ или СЫ, чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч обратно:
бу- (сы, ча- (сы, ва- (зы, ве- (сы, та- (зы, гро- (зы, плак- (сы, зано- (зы, грима- (сы, бере- (зы, ко- (сы, (зы, кляк- (сы, моро- (зы) (повторяем слова).
Молодцы! Предлагаю сейчас немного отдохнуть и выполнить зарядку «Зайцы»
Физминутка:
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагаем все на месте.
Два! Руками машем вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть ещё одно задание для вас от Зайки и Собаки.
Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Перед вами домики и фигурки животных.
«Звери любят играть в прятки. Посмотрите, куда спряталась лиса?»
Дети: «Лиса спряталась в домик»
Воспитатель: «А откуда она вылезла?»
Дети: «Лиса вылезла из домика»
Воспитатель: «А куда она сейчас залезла?»
Дети: «На домик».
Воспитатель: «Куда же она сейчас спряталась?»
Дети: «Под домик»
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием!
Ребята, нашим гостям пора возвращаться домой, а наше занятие подошло к концу. Но в завершение, я предлагаю вам сыграть в еще одну игру, после которой вы все получите приз.
Игра называется «Угадай по описанию и найди отличия».
Летом серый, зимой белый, Он ушастый и несмелый, Попрыгайчик - побегайчик, Кто же это? Это …
Охраняет целый двор, Не пролезет даже вор, Хвост колечком, мокрый нос, Это верный сторож - …
Правильно! Сейчас я раздам вам каждому ваши призы, а вы найдите отличия и после занятия раскрасьте картинки.
Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось? Что вызвало затруднения? Какие звуки мы сегодня сравнивали? С и З. А у каждого звука есть свое буквенное обозначение: воспитатель достает буквы С и З.
Мы с вами поместим эти буквы в свои домики на улицу Абвгдэйки.
Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы!