Наталия Цыганок
Конспект ОД «Дифференциация звуков [С] — [Ш] с использованием нейроупражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков «с»-«ш» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи: формировать умение детей дифференцировать звуки «с»-«ш» в слогах, словах и предложениях с использованием нейроупражений.
Активизация и обогащение словаря.
Развитие грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных.
Публикация «Конспект ОД „Дифференциация звуков [С] — [Ш] с использованием нейроупражнений“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Коррекционно – развивающие задачи: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности; продолжать развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторики, внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи: создание положительного эмоционального настроя на ОД, продолжать воспитывать самоконтроль за речью, активность, взаимопомощь, инициативность.
Оборудование: мяч, столы, зеркала и вертушки по количеству детей, ноутбук, интерактивная доска, презентация, картинный материал, фонарик, схема для анализа артикуляции звуков, межполушарные доски.
Предварительная работа: выполнение артикуляционных, дыхательных и кинезиологических упражнений; проговаривание слов сложного слогового состава со звуками «с» и «ш»; проведение игр и упражнений на развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.
Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.
Формирование произвольности и самоконтроля.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Ход ОД
1 Организационный момент.
Ритуал приветствия
-Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с ними. Мы с вами поиграем в интересные игры, но сначала давайте поприветствуем друг друга.
Дети стоят в кругу.
-Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости и» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.
Упражнение «Мозговая гимнастика»
- А сейчас я предлагаю вам выполнить интересные упражнения, которые помогут лучше и больше запоминать, узнавать новую информацию, научат нас быть внимательными.
1. «Перекрестные шаги»;
2. «Повтори, не ошибись!»
3. Правой рукой достать до левого уха, а левой – до правого. На хлопок меняем положение рук.
- Ну, а теперь, укрепили свой организм и продолжаем. Занимайте свои места за столами.
2. Основная часть.
- Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражнения выполнять.
2.1. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка-трубочка»
«Чистим зубы»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
2.2. Дыхательная гимнастика.
- А теперь мы, не спеша,
Будем правильно дышать.
- Набирайте воздух через нос. Следите за тем, чтобы, выдыхая воздух, у вас не надувались щеки. Выдыхайте, не поднимая плеч, медленно и плавно. Старайтесь дуть так, чтобы воздушная струя была долгой.
- Молодцы!
2.3. Знакомство с темой ОД.
- Сегодня к нам в гости пришли герои известного всем мультфильма. Посмотрите на экран, и вы узнаете, какой это мультфильм.
(На экране появляется видео-заставка мультфильма «Простоквашино».Дети называют его).Затем на экране появляется картинка с изображением Дяди Федора, Матроскина и Шарика.
- Как зовут мальчика из мультфильма «Простоквашино»?
- Кто находится справа от Дяди Федора? Кто слева?
- К нам в гости пришли Шарик и Матроскин. (На экране появляется изображение Матроскина и Шарика)
- Какой звук я «выделяю» голосом в слове Шарик? Матроскин?
- Сегодня мы будем продолжать различать звуки «с»-«ш».
2.4. Артикуляция звуков «с», «ш». Произнесение звуков изолированно.
- Произнесите звук «с», «пройдя» по Лабиринту (межполушарным доскам) обеими руками одновременно. Вспомним, как правильно нужно произнести звук «с».
- А теперь произнесите звук «ш».(Работа проводится аналогично)
2.5. Характеристика звуков
- Давайте вспомним, какой звук «с»?
- Молодцы. А звук «ш»?
- Сделаем вывод: что общего в звуках «с» и «ш»? Чем они отличаются?
2.5. Дифференциация звуков в слогах.
(Произнесение слогов с использованием нейроупражнений).
- А сейчас мы будем произносить слоги со звуками «с» и «ш» и одновременно выполнять упражнения.
Са-ша(«Заяц-колечко») Ас-аш(«Хлопки-стуки по столу»)
Шо-со(«Ежик-замок») Ош-ос(«Фонарики»)
Су-шу(«Лягушки») Ус-уш(«Покажи ладошки»)
Ши-сы(«Ребро-ладонь»)Иш-ис(«Кастрюля-Крышка»)
2.6. Дифференциация звуков в словах и предложениях. Игра с фонариком.
- Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Подойдите к столу.
- Шарики Матроскинискали клад, а нашли сундук с картинками, в названии которых встречаются звуки «с» и «ш» одновременно. Увидеть картинку вам поможет фонарик. Кладем «сундук» на фонарик и смотрим, что появилось.
Картинки:старушка, фисташки, веснушки, простокваша, шерсть, пастушок, сынишка, Саша, сушки, шоссе, шасси, солнышко, машинист, парашютист, шахматист.
(Затем логопед предлагает каждому ребенку составить предложение с понравившейся картинкой).
Примеры предложений:
Пастушок пасет гусей.
Сынишка скушал кашу.
Наташа ест фисташки.
У лисы пушистая шерсть.
На небе светит яркое солнышко.
Старушка испекла вкусные пирожки.
У Васи на лице веснушки.
Маму купила простоквашу.
Саша гуляет в парке.
На шоссе много машин.
У самолета большие шасси.
Мама купила в магазине сушки.
Мой папа работает машинистом.
Шахматист выиграл соревнования.
Парашютист прыгнул с высоты.
2.7. Физкультминутка «Будь внимателен!»
- Я буду вам давать разные задания. Но вы их должны выполнять лишь в том случае, если я сказала слово «пожалуйста». Если я в задании не сказала слова «пожалуйста», вы это задание не выполняете.
- Пожалуйста, поднимите руки вверх.
- Пожалуйста, опустите руки вниз.
- Пожалуйста, присядьте «на корточки»
- Встаньте.
- Пожалуйста, встаньте.
- Вытяните руки вперёд.
- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.
- Пожалуйста, повернитесь на право.
- Повернитесь на лево.
- Пожалуйста, поморгайте глазами.
- Пожалуйста, посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.
- Попрыгайте.
- Пожалуйста, садитесь на стулья.
2.8. Развитие фонематического слуха. Интерактивная игра «Лишняя картинка»
- Ребята, на экране вы видите картинки со звуками «с» и «ш». Помогите Шарику и Матроскину найти «лишнюю» картинку. Свой ответ начните так: «Я думаю, что лишняя картинка, потому что…»
1. Мешок, санки, шуба, шишка
2. Сундук, лошадь, мышка, шляпа
3. Маска, капуста, слон, шапка
4. Стул, карандаш, ананас, колесо
5. Лягушка, сапоги, груша, наушники
2.9. Развитие грамматического строя речи. Игра «Чье это?»
Хвост кошки (чей) – кошачий хвост
У Сони кошелек (чей) – Сонин кошелек
Хвост лошади (чьи) – лошадиные копыта
У Миши машина (чья) – Мишина машина
Хвост мыши (чей) – мышиный хвост
У Саши шоколадка (чья) – Сашина шоколадка
У Наташи свое решение (чье) – Наташино решение
3. Итог ОД.
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Какие герои к вам приходили в гости?
- Какие звуки мы сегодня различали?
-Вы все сегодня были активными, умелыми, сообразительными. Старались говорить выразительно и красиво.
- Дети, скажем нашим гостям: «До свидания!» (дети произносят хором)
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.