МААМ-картинки

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников

Медякова Наталья
Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В. А. Сухомлинский

Самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность - игра. Она является средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка. Когда он играет, он живет в созданной им, воображаемой ситуации, а реальная обстановка комнаты отступает на задний план.

Публикация «Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

Поэтому потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных обучающих задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, что бы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Для детей важна мотивация к деятельности, поэтому незаменимыми помощниками в работе выступают дидактические игры. Это особая форма воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Было замечено, что использование игровой мотивации усиливает внимание детей к поставленной задаче, стимулирует мышление, воображение, фантазию. В игре все дети чувствуют себя в естественной среде, поставлены в равные условия, каждый имеет шанс пусть на маленькую, но победу.

Для развития изобразительных умений и навыков были подобраны такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий. Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Старайтесь объяснять содержание эмоционально, кратко, понятно. Иногда показывать пробный ход, во время которого учим действовать, знакомим с правилами игры. Но самое главное условие в работе — все дидактические игры и упражнения согласовывать с содержанием последующей изобразительной деятельности.

Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту». Дети с удовольствием играют в игру «Рисовальный конструктор», соединяя и комбинируя различные геометрические фигуры, составляют из них изображения домика, машины, человека. Эта игра учит их правильно воспринимать форму предмета и его строение. Ребята соотносят предмет с соответствующим геометрическим образом, а если форма более сложная, то «делят» предмет на составляющие его отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определяют соотношение элементов между собой.

2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе. Во всех этих играх дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета, умение различать оттенки одного цвета.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» - необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные» - дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост). Одна из самых сложных задач - научить дошкольников передавать пропорциональные отношения в предмете. Дети, даже в подготовительной группе, не овладевают ею в полной мере. Передача пропорций требует тонкого, точного, расчленённого и одновременно целостного видения изображения, хорошо согласованной работы зрения и руки

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Собери узор», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».

Чтобы развивать у детей чувство симметрии использовали дидактическую игру «Бабочки». Дети закрепляли названия геометрических фигур, цветов, составляя полное изображение бабочки так, чтобы её крылья получились симметричными. Вне занятия дети используют эту игру как «Лото», когда все геометрические фигуры находятся в коробке у водящего, а у каждого игрока — карточка с неполным изображением бабочки. Выигрывает тот, кто первым составит полное изображение.

5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне

Таким образом, навык - это доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навыка. Проблемой развития изобразительных умений и навыков у дошкольников занимались Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. По мнению Т. С. Комаровой, одним из важных условий развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста является овладение изобразительными умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего в игре. Эльконин Д. Б. подчёркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое даёт эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребёнок «живёт». В игре ребёнок учиться подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Игра для ребёнка- это серьёзное занятие.

Дидактические игры имеют большое значение и в свободной деятельности. Ребята, еще и еще раз проигрывают ситуацию, применяют на практике знания и умения, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и освоение учебного материала. Дети очень любят, когда мы играем вместе. Надо стараться, чтобы дети самостоятельно преодолевали препятствия и достигали поставленную цель. Они должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт.

Публикации по теме:

Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей Языковая способность - специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических.

Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями Презентация Слайд 1 Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями. Слайд.

Дидактические игры для старших дошкольников Дидактические игры для старших дошкольников Дидактическая игра «Я – вопрос, ты - ответ» Цель. Развитие логического мышления, формирование.

Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников Конспект занятия Мотивационно-ориентировочный этап Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. С героем этой сказки вы всемхорошо знакомы.

Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно.

Мелкая моторика как средство речевого развития. Дидактические игрыМелкая моторика как средство речевого развития. Дидактические игры Игра «Подбери по цвету»Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсорных навыков и умений детей. Развитие зрительного восприятия цвета, внимания.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры — как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольников 1. Игра "Волшебный узор" (на развитие ритмического слуха). Цель игры: развитие ритмического слуха, развитие внимания; учить точно воспроизводить.

Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2–3 лет В раннем детстве происходит тесное общение с заботливыми родителями, любящими и всюду опекающими бабушками и дедушками. Любой взрослый человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 22 августа 2016 в 13:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД