Иркя Залалетдинова
Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, этнические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И сели говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства [1]. Это, на наш взгляд, возможно осуществить в процессе этнокультурного воспитания. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно- нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Публикация «Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Учитывая особенности детского возраста, важным средством этнокультурного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Целесообразность использования дидактических игр при приобщении детей дошкольного возраста к культуре разных народов, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, в игровых действиях проявляют свое отношение к этим элементам.
Именно с помощью дидактических игр у дощкольников формируются положительное, толерантное отношение к представителям разных народов. Сама структура дидактических игр помогает воспитанию дружественных чувств к людям разных национальностей. Структура дидактической игры отличает ее от других видов игр и упражнений. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» [2]. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и воспитательно-образовательным процессом. Структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Дидактическая игра изучалась многими исследователями в целях воспитания доброжелательного отношения у детей к людям национального окружения (Т. М. Бабунова, М. И, Богомолова, приобщения дошкольников к культурным традициям народов и воспитания культуры межнационального общения (Л. М. Захарова, формирования доброжелательного отношения к людям разных рас (Н. Г. Капустина, эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей (В. А. Старчикова).
Система дидактических игр этнокультурного содержания, на нащ взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача, в первую очередь, нацелены на развитие этнокультурной компетентности дошкольников. Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всем его многообразии, ребенок получает представления о полиэтнической действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. Система дидактических игр развивает субъектную позицию ребенка а процессе освоения этнонациональной культуры при условии разработки требований к их содержанию, четким соблюдении структуры игры, объединении их в единую систему, поэтапной реализации всех серий и алгоритмах использования. Развивающий эффект дидактической игры заключен в ней самой. Ее образно-символический характер способствует развитию воображения, наглядно- образного и интуитивного мышления [3].
На базе детского сада №199 г. Ульяновска было проведено исследование на тему: «Влияние дидактических игр на этнокультурное воспитание дошкольников». На первом этапе с помощью метода опроса был выявлен уровень этнокультурных представлений детей. Анализ полученных результатов показал, что дети не достаточно знакомы с национальной одеждой, плохо знают национальные праздники, игры, сказки. Для расширения детских представлений об этнокультурной специфике нами разработан комплекс дидактических игр этнокультурной направленности. Использовались такие игры, как: «Найди народную игрушку в интерьере детского сада», «Традиции», «Я знаю пять имен своих друзей» и другие. В первой половине дня, на занятия по познанию, детей знакомили со сказками разных национальностей. Сначала читали сказку, спрашивали у детей, о чем в ней идет речь, разбирали ее, затем для закрепления знаний инсценировали отрывок из нее. Их систематизация происходила в дидактических играх, в которые вводились задания на материале сказок. Например, такие как: опиши знакомое животное, используя народные языковые средства выразительности из прочитанных народных сказок; придумать и загадать загадку о персонаже или сказке, из которой он взят.
В группе была оформлена этнокультурная среда : специальные стенды с изображением представителей разных национальностей в традиционной одежде, созданы папки с национальными костюмами и традиционными узорами татар, чуваш и русских, в уголках стояли народные куклы в национальных костюмах. Был представлен мини-музей русского самовара, которым дети свободно могли пользоваться в своих играх, музей народных игрушек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством приобщения детей к национальным традициям. Играя в эти игры, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами, стараются узнать больше о своей культуре, сравнивают, чем одни народы похожи друг на друга, чем отличаются. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания: играют в народные игры; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать, украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают. У детей формируются толерантные отношения, положительные представления и отзывы о других людях. И хочется надеяться, что в будущем эти представления, отзывчивость, так и останутся у них на всю жизнь.
Список литературы:
1. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей. М., 2011. 176 с.
2. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сборник научных трудов / Под ред. Н. Я. Михайленко. М., 1978. 328с.
3. Дидактические игры этнокультурного содержания / Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. Ульяновск, 2008. 50с.