Иванова Анастасия Александровна
Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Языковая способность - специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения.
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями, речь у детей возраста от 2 до 7 лет - явление чрезвычайно редкое. Развитие языковой способности у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее достижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора или с игрушками, редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, не говоря о совместных играх). Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем.
Публикация «Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Актуальность проблемы.
Тему считаю актуальной, так как дидактические и пальчиковые игры - это наиболее доступный ребенку, интересный способ развития языковой способности. Цель проекта:
Развитие языковой способности детей дошкольного возраста через дидактические и пальчиковые игры.
Задачи проекта:
1. Повышение речевой активности детей.
2. Обогащение и активизация словаря детей.
3. Создание картотеки дидактических игр.
4. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.
5. Развитие воображения и творческих способностей.
6. Воспитывать умение работать в коллективе;
7. Просвещение родителей по данной теме.
Вид проекта: Игровой.
Состав участников. Дети второй младшей группы. Воспитатель. Родители.
Длительность проекта: 6 месяцев (ноябрь - март)
Этапы реализации проекта:
Поисковый.
Определение целей и задач проекта.
Изучение необходимой литературы.
Разработка дидактических игр.
Практический.
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Вызвать у детей интерес к игре, общению.
Заключительный
Подведение итогов, планирование дальнейшей работы по нерешенным проблемам.
Анализ результатов реализации проекта.
Презентация проекта.
Организационные формы работы над проектом.
Игровая форма обучения:
Дидактические игры
Пальчиковые игры
Индивидуальная работа.
Подгрупповая, групповая работа.
Работа с родителями.
Ожидаемый результат проекта:
- развитие у ребенка умения контролировать собственную диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена;
- рост проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры;
- использование различных атрибутов, предметов заместителей;
- формирование речевых навыков;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Характерные проблемы развития речи дошкольников :
1. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.
2. Маленький словарный запас.
3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
4. Неумение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
5. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.
Дидактическая игра – это благоприятные условия для развития языковой способности, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На третьем – четвёртом году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, педагогу необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.
Дидактические игры и упражнения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них педагог имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Дидактическая игра
«Узнай и назови овощи»
Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за педагогом несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи обобщающее понятие овощи).
Ход игры:
Педагог сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.
Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их.
Педагог достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту, дети называют каждый овощ. После того как овощи названы, педагог кладет их обратно в корзину. Затем спрашивает о цвете, форме и величине овощей, дети, по возможности, отвечают. Потом вместе начинают варить суп, перечисляя, что они будут кидать в кастрюлю.
Дидактическая игра
«Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей.
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем, отвечая на вопросы педагога.
Знак вопроса – что это?
Грядка – где растет?
Цвет, форма.
Величина.
Человек – как использует.
Дидактическая игра
«Какой?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».
Материал: мяч.
Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный…
Дидактическая игра
«Что за чудо-грузовик?»
Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; развивать связную речь при составлении простых предложений с заданным словом.
Самосвал - нужен, чтобы перевозить камни, песок.
Грузовик - фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик - фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик - фургон «Мука»; грузовик - бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик - фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т. д.
Дидактическая игра
«Едет, плавает, летает»
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.
Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)
Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто, чем управляет. Например: «Автобусом управляет… водитель».
Грузовик - … шофёр, поезд - … машинист, вертолёт, самолёт - … пилот, корабль - … капитан, мотоцикл -… мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - … космонавт.
Дидактическая игра
«Один - много (с мячом)»
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.
Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу
Дидактические игры
«Кто чей малыш», «Опиши животное», «Семья», «Чья тень?»
Цель: знакомство с дикими и домашними животными их детёнышами, дать представления о среде их обитания.
Также использовались в работе: мозаика, деревянные вкладыши, различные шнуровки, пазлы, пирамидки, «волшебный мешочек» и т. д.
Развиваем пальчики.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
«Зайка»
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал, (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки, (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется, (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды, (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
«Апельсин»
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один, (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
«Улитка»
Тычет рожками улитка - (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец - прямые)
Заперта в саду калитка, (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку,
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз). Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад). Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту). Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки). Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем! (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто). Тесто жмем, жмем, жмем! (резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно). Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую).
Также: «Овощи», «Дружба», «Мышь и слон», «Цветы» и т. д.
Работа с родителями и воспитателями.
Для воспитателей второй младшей группы были разработаны картотеки дидактических и пальчиковых игр, соответствующие данному возрасту.
Для родителей в рамках родительского клуба «Школа успешного родителя» проведен семинар - практикум на тему: «Чем занять ребёнка дома?», также были разработаны рекомендации по темам:
- «Об играх и традициях»;
- «В мире дидактических игр»;
- «Играем пальчиками развиваем речь».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей второго младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно - речевую);
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами дидактических игр, дети проявляли интерес и желание играть,
возросла языковая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.
Перспектива на будущее:
Продолжить реализацию проекта «Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин В. А. Психология раннего детства. СПб. : Питер, 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : «Академия», 2007.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 271с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. Для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 160с.
5. Венгер А. А., Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. - М. : Знания, 1994. - 150с.
6. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 52 - 63.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
8. Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3 - 4 лет. Методическое пособие. М., 2006.
9. Камаровская Е. В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям. СПб. : Питер, 2010.
10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М. : Изд-во РОУ, 1996.