Елена Георгиевна
Дидактические игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов у дошкольников
«Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов у дошкольников».
Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения
звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое
восприятие.
Фонематическое восприятие — это способность различать звуки речи и
определять звуковой состав слова.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах
Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного
становления речевой системы в целом.
Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим
недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения
звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей
готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении
чтением и письмом.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого
произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов,
основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения
навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной
речевой системы.
Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого
необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность
артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение
каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность
произношения.
Ребёнок должен осознать звуковой строй языка — это умение
услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в
определённой последовательности.
Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.
С помощью игровых средств создается игровая ситуация,
актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется
дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются
условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития
интересов, формируется положительное отношение к обучению.
На 1 этапе работа ведётся на различение неречевых звуков.
Игра «Шумовые коробочки».
Педагог показывает детям приготовленные коробочки, наполненные разной крупой и шумит ими, потрясывая. Обязательно педагог говорит название крупы той коробочки, которой в данный момент шумит. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму, а дети по звуку угадывают определении на слух вид крупы.
Игра «Угадай, что делают».
Необходимы следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш.
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Игра «Угадай, на чем играю».
Педагог подготавливает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, дудочку и др. Затем знакомит детей с музыкальными игрушками. Убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов.
Дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)
Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения
определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет.
Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните
(гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда
слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом
открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? –
слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант –
«жмурки».
Дифференциация по темпу (быстро - медленно)
Игра «Угадай, кто идет».
Необходимо две картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Игра «Солнце или дождик?».
Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Дети выполняют действия согласно различному звучанию бубна.
Игра «Хлопни, как я!» «Дятел».
Педагог отстукивает карандашом или ладонями различные ритмы (I II III, II I II и т. д., а дети повторяют за ним.
2 этап - развитие речевого слуха.
Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
Игра «Дует ветер».
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации
пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лё гкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Дифференциация слов, близких по звуковому составу.
Игра «Какое слово отличается?».
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
Дифференциация слогов
Игра «Самое короткое слово».
Педагог произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
Строитель – плотник – дом;
Сосулька- май – весна;
Дочь – доченька – дочурка.
Игра «Что лишнее?».
Логопед произносит ряды слогов
па-па-па-ба-па; фа-фа-ва-фа-фа; …
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
-дифференциация фонем.
Игра «Доскажи словечко».
Педагог читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,
которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его… (белка).
3 этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определё нную последовательность:
- Определение количества слогов в словах разной сложности
- Выделение первого и последнего звука в слове
- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из
предложения.
- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- Определение места, количества, последовательности звуков в слове
- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
- построение моделей
Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: все то, чем можно простучать слоги (барабан, бубен, карандаши т. д.) или просто прохлопать ладошками.
Описание игры : Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать.
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры : дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает
слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Игра «Слоговой поезд».
Цель: упражнять детей в делении на слоги.
I. Вариант. Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.
II. Вариант. Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
Игра «ТУЧКА И ЗОНТИК».
На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.
Игра «Цепочка слов».
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование. Карточки с предметными картинками.
Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек.
Начинает выкладывать цепочку педагог. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игра «ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии.
Игра «Помоги собрать вещи»
Цель: различение парных звуков.
Ситуации могут быть разными и с разными парными звуками. Например, такая.
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].
Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок,
блуза, звезда, жёлудь, значок.
Игра «Кто как голос подаёт».
Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц, напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.
Ход: как ворона голос подаёт? Каррр! Придумать слова по первому слогу, звуку. (корова, лягушка, коза, курица, мышка, кукушка, индюк).