Наталья Кравченко
Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи
Доклад выступления на педагогическом совете на тему:
«Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи»
Подготовил воспитатель :
Н. И. Кравченко.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка : сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Публикация «Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
В настоящее время наблюдается следующая тенденция: многие дети не рассказывают о своих неудачах никому. И лишь единицы готовы делиться своими проблемами с воспитателем в детском саду. Зачастую дети оставляют воспитателя вне этого круга, т. е. личность воспитателя не включена в сферу значимых отношений дошкольника. Хотя, казалось бы, педагог проводит с детьми достаточно времени и должен быть не только учителем, но и другом, а в каких-то ситуациях, может быть, заменить маму.
Воспитатель, к сожалению, часто не воспринимается ребенком (т. е. как человек «играющий»). На мой взгляд, важно, чтобы ребенок считал воспитателя человеком, к которому можно обратиться со своими проблемами. И именно в игре дети раскрепощаются, чаще обращают на взрослого своё внимание, как на сверстника. Поэтому в процессе своей работы, я стараюсь разнообразить игровую деятельность детей, быть настоящим участником игры, умею не только выигрывать, но и проигрывать. Игра является и средством обучения, усвоения детьми «науки до науки». Именно в игре дети легче воспринимают недоступные для их понимания факты и явления.
Играя вместе с детьми, стараюсь сохранять у детей соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, побуждаю к переживанию радости от участия в игре и формирую чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Успешнее проводить свою работу мне помогают знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и др., а также отрицательные - эгоизм, упрямство, лидерство.
Мною разработана система использования дидактических игр в развитии речи ребенка. Таким образом, возникла цель моего опыта – создать систему работы по развитию речи у детей посредством дидактических игр. Хочу предложить их вашему вниманию.
«Раз ступенька, два ступенька»
(для детей 5-7 лет)
Цель:
Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой)
Дидактический материал (оборудование) :
наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, Обозначающие гласные звуки, синее - твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения:
I. вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
II. вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
III. вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
IV. вариант. В верхнее окошко вставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
«Волшебные лучики»
(обучение грамоте)
Цель:
обучать слоговому чтению.
Дидактический материал (оборудование) :
наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения:
I. вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
II. вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
III. вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.
«По волнам звуков и букв»
(для детей 6-7 лет)
Цель:
Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Дидактический материал (оборудование) :
плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на бору. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду «надувая паруса», колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения:
Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
I. вариант. На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука, определяя, гласный или согласный и формируют из них «волны» для корабликов.
II. вариант. Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
Я считаю, что при целесообразном педагогическом руководстве дидактическая игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания, упрочнению интересов, развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. А также усвоению норм поведения, правил взаимоотношений. Я надеюсь, что мой опыт работы поможет коллегам организовывать жизнь детей в игре, формировать не только игровые отношения, но и реальные.