Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи

Наталья Кравченко
Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи

Доклад выступления на педагогическом совете на тему:

«Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи»

Подготовил воспитатель :

Н. И. Кравченко.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка : сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Публикация «Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи» размещена в разделах

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

В настоящее время наблюдается следующая тенденция: многие дети не рассказывают о своих неудачах никому. И лишь единицы готовы делиться своими проблемами с воспитателем в детском саду. Зачастую дети оставляют воспитателя вне этого круга, т. е. личность воспитателя не включена в сферу значимых отношений дошкольника. Хотя, казалось бы, педагог проводит с детьми достаточно времени и должен быть не только учителем, но и другом, а в каких-то ситуациях, может быть, заменить маму.

Воспитатель, к сожалению, часто не воспринимается ребенком (т. е. как человек «играющий»). На мой взгляд, важно, чтобы ребенок считал воспитателя человеком, к которому можно обратиться со своими проблемами. И именно в игре дети раскрепощаются, чаще обращают на взрослого своё внимание, как на сверстника. Поэтому в процессе своей работы, я стараюсь разнообразить игровую деятельность детей, быть настоящим участником игры, умею не только выигрывать, но и проигрывать. Игра является и средством обучения, усвоения детьми «науки до науки». Именно в игре дети легче воспринимают недоступные для их понимания факты и явления.

Играя вместе с детьми, стараюсь сохранять у детей соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, побуждаю к переживанию радости от участия в игре и формирую чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Успешнее проводить свою работу мне помогают знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и др., а также отрицательные - эгоизм, упрямство, лидерство.

Мною разработана система использования дидактических игр в развитии речи ребенка. Таким образом, возникла цель моего опыта – создать систему работы по развитию речи у детей посредством дидактических игр. Хочу предложить их вашему вниманию.

«Раз ступенька, два ступенька»

(для детей 5-7 лет)

Цель:

Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов.

Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой)

Дидактический материал (оборудование) :

наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, Обозначающие гласные звуки, синее - твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.

Методика проведения:

I. вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.

II. вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

III. вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

IV. вариант. В верхнее окошко вставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

«Волшебные лучики»

(обучение грамоте)

Цель:

обучать слоговому чтению.

Дидактический материал (оборудование) :

наборное полотно с изображением солнца, касса букв.

Методика проведения:

I. вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.

II. вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.

III. вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.

«По волнам звуков и букв»

(для детей 6-7 лет)

Цель:

Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

Дидактический материал (оборудование) :

плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на бору. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду «надувая паруса», колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.

Методика проведения:

Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.

I. вариант. На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука, определяя, гласный или согласный и формируют из них «волны» для корабликов.

II. вариант. Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.

Я считаю, что при целесообразном педагогическом руководстве дидактическая игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания, упрочнению интересов, развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. А также усвоению норм поведения, правил взаимоотношений. Я надеюсь, что мой опыт работы поможет коллегам организовывать жизнь детей в игре, формировать не только игровые отношения, но и реальные.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи
Опубликовано: 21 августа 2021 в 13:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кравченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД