Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Лариса Басырова
Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

Публикация «Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г. Е. Сухаревой (1965, 1970). Понятие «задержка» подчёркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и в то же время указывает на временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности (Лебединский В. В., Медведева Е. А., Семаго Н. Я.).

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети данной категории отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Для этих детей характерны бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.

Психолого-педагогические обследования детей с задержкой психического развития показывают, что успех развития психических процессов зависит от того, насколько своевременно будет оказана им коррекционно-педагогическая помощь.

Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, является дидактическая игра.

Рекомендации.

- Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

- Подборку игр использовать не только на коррекционных занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных, но и во всех режимных моментах в течение дня.

- Дидактическая игра должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей.

- Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

- В дидактических играх, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

- Для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).

- В игре дидактические задачи должны сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

- Дидактическая игра должна иметь четкие дидактические цели, связанные с изучаемым материалом, которые способствуют не только коррекции психических процессов ребенка, но и получению новых знаний.

- Педагог должен объяснить детям правила игры, обратить внимание на их чёткое выполнение. Правила игры определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они помогают развивать у детей способности торможения. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

- Детей необходимо обучать игровым действиям, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

- Важно, чтобы были созданы условия для переноса знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, которых в жизни ребенка должно быть неизмеримо больше, чем обучение игре.

- Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

- Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

- Подводя итоги игры, педагог должен подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

- Подбирать такие дидактические игры, которые создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

- Для коррекции мышления важно подбирать игры, в которых дети самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи, учатся рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

- Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Список литературы

1. Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 112 с.

2. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование / авт. сост. О. А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 233 с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно - развивающая деятельность в ДОУ. / Под ред. Сергиенко Г. Н. –Воронеж, 2006.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Составитель: Смагина Светлана Валерьевна Должность:.

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействияДидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции познавательных, психических функций и развитие межполушарного взаимодействия мозга.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов по моей теме самообразования Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста..

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»В первые годы жизни детей происходят.

Проект «Игра, как средство закрепления элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся характер. Работа воспитателя должна способствовать.

Самомассаж ребенка как средство коррекции дизартрических проявлений у детей дошкольного возраста С каждым годом количество детей, страдающих нарушениями речи, которые обусловлены проблемами с деятельностью центральной нервной системы,.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Роль игры в развитии психических процессов у детей младшего дошкольного возраста Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное ее решение во многом зависит от начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 7 марта 2016 в 17:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Басырова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД