Лариса Басырова
Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г. Е. Сухаревой (1965, 1970). Понятие «задержка» подчёркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и в то же время указывает на временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности (Лебединский В. В., Медведева Е. А., Семаго Н. Я.).
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.
Дети данной категории отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.
Для этих детей характерны бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
Психолого-педагогические обследования детей с задержкой психического развития показывают, что успех развития психических процессов зависит от того, насколько своевременно будет оказана им коррекционно-педагогическая помощь.
Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, является дидактическая игра.
Рекомендации.
- Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.
- Подборку игр использовать не только на коррекционных занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных, но и во всех режимных моментах в течение дня.
- Дидактическая игра должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей.
- Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
- В дидактических играх, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
- Для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
- В игре дидактические задачи должны сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
- Дидактическая игра должна иметь четкие дидактические цели, связанные с изучаемым материалом, которые способствуют не только коррекции психических процессов ребенка, но и получению новых знаний.
- Педагог должен объяснить детям правила игры, обратить внимание на их чёткое выполнение. Правила игры определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они помогают развивать у детей способности торможения. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
- Детей необходимо обучать игровым действиям, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
- Важно, чтобы были созданы условия для переноса знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, которых в жизни ребенка должно быть неизмеримо больше, чем обучение игре.
- Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
- Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
- Подводя итоги игры, педагог должен подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
- Подбирать такие дидактические игры, которые создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
- Для коррекции мышления важно подбирать игры, в которых дети самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи, учатся рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.
- Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Список литературы
1. Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 112 с.
2. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование / авт. сост. О. А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 233 с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно - развивающая деятельность в ДОУ. / Под ред. Сергиенко Г. Н. –Воронеж, 2006.