Ирина Шелист
Проект «Игра, как средство закрепления элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся характер. Работа воспитателя должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой ребенок знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут; и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Публикация «Проект „Игра, как средство закрепления элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Игра не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Проблема
Умственное развитие и формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, оптимизации практической помощи на основе математических развивающих игр, упражнений и задач в повседневной работе.
Контингент участников проекта : дети старшей группы «Теремок»
Цель проекта
Формирование элементарных математических представлений и интереса к математически играм через занимательный материал в повседневной жизни у детей старшего дошкольного возраста. Активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
Задачи проекта
• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
• формировать представлений детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры
• способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями
• создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей;
• учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки; развивать личность ребенка через активное включение в коллективную игру, учить оказывать помощь сверстнику в случае необходимости;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
Составление проекта поэтапного плана работы;
Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности;
Планирование деятельности;
Разработка игр;
Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений.
II этап – основной
Внедрение педагогического проекта :
Ознакомление детей с математическими играми, правилами;
Использовать развивающие математические игры на прогулках (подвижные игры, при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;
Разработка картотеки занимательных математических игр;
Создание математического уголка;
Проводить работу с родителями.
III этап – итоговый
Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Ход ПРОЕКТА
Дидактические игры
- формирование пространственных представлений
- формирование представлений о геометрических фигурах и о величине предметов
- формирование умений осуществлять последовательные мыслительные операции
Например, в игре «Кто поможет зайке?», дети, следуя определенным правилам, и используя карточки-схемы, должны были добраться именно до своего домика (цвета домиков для всех детей были распределены в начале игры). Такие игры учили ориентироваться в пространстве, а также способствовали активизации и закреплению словаря по теме.
Например, в игре «Кто быстрее?», закреплялось умение найти геометрическую фигуру, определенного цвета и размера, следуя словесной инструкции педагога.
Учились находить пропущенные фигуры, продолжать ряд фигур, знаков, искать недостающие числа, фигуры, упражнялись в поиске признака отличия одной группы фигур от другой. Например, «Какая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?» На одной картинке все предметы одного цвета, а на другой – двух цветов. Даны четыре ряда цветков разной формы и цвета. Найти, какого цветка не хватает во втором ряду. «Кто дальше?», «Чей домик ближе?», «По морям, по волнам», «Высоко и далеко» и т. п.
Использовались логические задачи и упражнения: «Игра с двумя наборами», «Найди предмет такой же формы»
Развивающие игры
Очень нравится детям проводить свободное время за играми на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Дети работают в соответствии с образцом, однако, при желании, могут проявить фантазию и составить свою фигуру. («Сложи узор», «Посудная лавка Кюизенера» (кростики,
«Геометрическое лото»,«Смотри, играй, запоминай»)
Подвижные игры математического содержания направлены на практическое овладение математическими знаниями. Двигательный аспект подвижной игры стимулирует закрепление математического материала. Например, игра «Передай мяч», во время которой дети закрепляли знания последовательности чисел. Дети брали по одному цветному мячу, и по сигналу педагога передавали мяч другому ребенку по очереди, называя при этом числа по порядку. Побеждает команда, сделавшая меньше всего ошибок и закончившая быстрее. («Веселый счет»,«Передай мяч», «Классики»,«Живая неделя»)
Сюжетно – ролевые игры математического содержания
Дают большие возможности для закрепления знаний, полученных на занятиях. Например, счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу закрепляем в игре «Магазин». Дети распределяют между собой роли продавцов, кассиров и покупателей. В ходе игры определяют количество требуемых предметов посредством счета. («Детский сад», «Магазин», «Готовим обед», «Автомастерская»)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При проведении этого проекта и его завершении, я ожидала, что использование развивающих математических игр в различных видах деятельности, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.
От детей : Ребёнок активно и самостоятельно использует освоенные (закрепленные) им способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания)
Развивает быстроту мышления;
Успешно решает логические задачи;
Намечает последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
От родителей:
Повышение педагогической грамотности родителей;
Повышение интереса в создании предметно-развивающей среды и оказании помощи в педагогическом процессе.
От педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросах по развитию математических способностей.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня формирования элементарных математических представлений у детей подгруппы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.
По результатам диагностики 91% детей справились с заданиями на достаточно высоком уровне.
* Было отмечено повышенное внимание детей к математическим играм, они с большим интересом и довольно успешно стали играть в них.
* Дети стали активнее и самостоятельнее использовать освоенные способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения проблемных задач в игре.
ЗАДАЧА НА ПЕРСПЕКТИВУ:
- расширение программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе.
Используемые материалы :
Методическая литература: 1. З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8 2. К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх : Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М. : Мозаика-Синтез, 2004. 3. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013. 4. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей» Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74 5. М. И. Волошина Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / В. Г. Горецского. – М. - Белгород, 2005. 6. А. А. Столяр «Давайте поиграем : Математические игры для детей 5-6 лет» М., 2009. Интернет ресурсы: 1. https://doshkolnik.ru/index.php 2. https://detsad-kitty.ru/ 3. https://festival.1september.ru/preschool/page-249 4. https://www.specialist-detsada.ru/ 5. https://piramidka.net/?p=2051