Получи документы

Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия (3 фото)

Диляра Бухарева (Казак)
Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические, пальчиковые игры

как средство коррекции познавательных,

психических функций и развитие межполушарного взаимодействия мозга.

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Публикация «Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия» размещена в разделах

Сухомлинский Василий Александрович

Развитие познавательных психических функций формирует познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Игра – любимая форма деятельности для детей любого возраста.

Учебная деятельность начинает формироваться только к семи годам, преобладающей же остаётся игровая деятельность.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и развития детей, в частности – дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид совместной, самостоятельной деятельности детей, организованной в виде игр, реализующих игровое, активное обучение и отличающихся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системы оценивания. Это один из методов активного обучения.

Цель дидактической игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для ребенка. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания.

Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Все дидактические игры можно разделить на группы:

1.Дидактические игры, направленные на формирование сотрудничества ребенка с взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.

Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

Развитие внимания

Развитие подражания

Усвоение действий по образцу

2.Дидактические игры на развитие ручной моторики

Развитие хватания

Развитие соотносящих действий

Подражание движениям рук

Развитие движений пальцев

Развитие движений кистей рук

3.Дидактические игры по сенсорному воспитанию

Развитие зрительного восприятия

Восприятие формы

Восприятие величины

Восприятие цвета

Формирование целостного образа предмета

Восприятие пространства и ориентировка в нем

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие неречевого слуха

Развитие речевого слуха

4.Дидактические игры, направленные на развитие мышления

Переход от восприятия к мышлению

Переход от восприятия к обобщению

Переход от восприятия наглядно-образному и элементам логического мышления

Развитие наглядно-действенного мышления

Развитие элементов причинного мышления

Развитие наглядно-образного мышления

5.Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения

Развитие делового эмоционального общения

Игры-драматизации

Развитие познавательной функции речи

Расширение, уточнение и обобщение значения слова

Педагогу важно продумать поэтапное распределение игр при проведении образовательной деятельности:

- в начале игры проводятся с целью организации стимулирования активности детей;

- в середине – для усвоения темы;

- игры в конце деятельности могут носить поисковый характер.

На любом этапе деятельности игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать детей в разные виды деятельности.

Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивации, интерес к деятельности, если:

-дидактическая игра методически правильно разработана,

-соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам,

-используется в сочетании с другими методами и формами,

-соответствует возрасту и интересам детей.

Не секрет, что современные дети имеют различные трудности в развитии, которые чаще связанны связаны с: поражением нервной системы, недоразвитие речи, ухудшением зрения, затруднениями в мелкой моторики и т. д.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными и практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательном-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника. И здесь неоценимы дидактические игры на развитие ручной, мелкой моторики, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать, как детей с проблемами в развитии, так и нормально развивающихся детей, имеющих трудности в обучении.

Очень часто мы даже не задумываемся, как те или иные вещи влияют на развитие ребенка. Многие предметы, которые попадают ребенку в руки, оказывают положительное влияние на его развитие, стимулируют ловкость, гибкость, развивают мелкую моторику. Какие бы предметы ни попали бы в руки к ребенку, надо показать ему, как можно использовать их еще и по другому, «поиграть» с ними. Тем самым расширяя «горизонты» ребенка по использованию и манипуляций с предметом, решая помимо дидактической еще несколько задач: развитие мелкой моторики, воображения, фантазии, активизации мыслительных процессов, анализа и синтеза, активизации речи.

Для детей очень важно тренировать тонкие движения пальцев рук. Ведь, развивая руки, мы развиваем речь у детей.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Одной из современных научных направлений, синтезирующей в себе педагогику, психологию, медицину, является кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, как телесные, так и пальчиковые. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий. Тем самым развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов, развивая межполушарное взаимодействие головного мозга.

Современные игрушки устроены максимально удобно, но не эффективны для развития моторики. Очень много игр для развития моторики, конечно, можно купить,а можно сделать своими руками или руками родителей («Ёжики» - шнуровка, «Пальцеход» и т. д.)

Совместив знания и опыт, хочу представить Вам несколько игр на развитие ручной моторики, которые использую в своей практике, и которые не требуют специальных приспособлений, больших денежных затрат. Для проведения этих игр можно использовать бросовый материал, придав им «вторую жизнь», путем преобразования и небольшой фантазии. Следует отметить также, что выполняются эти игры и упражнения одной, затем другой руками, либо одновременно обеими.

Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия

Дидактические игры на развитие ручной моторики

(с использованием кинезиологических упражнений)

«Пальцеход»

Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к двум первым пуговицам.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

«Комканье платка» (салфетки)

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Можно одновременно комкать и 2 платка руками.

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

«Горошки»

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук).

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

«Упражнения с пробками»

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками. От поверхности стола не отрывая «обувь», «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

(смена рук)

И пошли по переулку

На веселую прогулку

(смена рук)

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

(смена рук)

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

«Упражнения с прищепками»

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

(Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе)

(левая рука).

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

(правая рука)

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

«Упражнения с бусами»

Нужны бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большого размера или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Центральная бусина

Встретились – и разбежались они.

Быстро бежали – поди догони!

Не догонишь!

«Упражнения со шнурками»

(оплести шнурком пальцы)

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

«Упражнения с цветными карандашами»

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

(передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами)

Гусеница вверх и вниз ползет –

С веточки не упадет.

«Собираем бревнышки»

Поднять карандаш со стола указательными пальцами,

далее указательными и мизинчиками и т. д. (одними и теми же пальцами обеих рук)

Упражнения со счетными палочками

«Дрова»

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора (одной рукой за два конца счетной палочки).

Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Фото №1 Пальчиковые игры гимнастика пальчиковые игры как средство коррекции познавательных психических функций и Фото №2 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

Игры по лексическим темам на развитие психических процессов Лексическая тема «Осень. Деревья» Развитие восприятия Игра «Разложи листья по цвету» Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый,.

Игры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПРИгры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР Игры с водой как средсво коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.

Пальчиковые игры как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия
Опубликовано: 13 января 2016 в 11:38
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Диляра Бухарева (Казак) (УИ 15140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД