Инна Кочергина
Самомассаж ребенка как средство коррекции дизартрических проявлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом количество детей, страдающих нарушениями речи, которые обусловлены проблемами с деятельностью центральной нервной системы, увеличивается. Данные нарушения проявляются в разной степени, в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Причинами возникновения данной категории нарушений речи являются неблагоприятные экологические условия, наследственность, причины, которые носят медико-биологический характер.
Публикация «Самомассаж ребенка как средство коррекции дизартрических проявлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наиболее распространены категории детей с нарушениями речи, которые имеют неврологическую симптоматику.
В современной логопедической практике в устранении дизартрии играет комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие. Важное место в коррекции отводится невропатологу. Основная коррекционная работа проводится логопедом.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений широко используется логопедами-практиками и достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
По мнению современных авторов, в ходе коррекционной работы, средством устранения дизартрических проявлений является проведение детьми логопедического самомассажа.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5—10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4—6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Используется самомассаж мышц головы и шеи, самомассаж мышц лица, самомассаж мышц языка, самомассаж ушных раковин.
Осуществляется использование приемов самомассажа в структуре групповых логопедических занятий. Сочетание приемов самомассажа и артикуляционной гимнастики при коррекции нарушений звукопроизношения. Использование приемов самомассажа при проведении различных режимных моментов в условиях детского сада.
Спецификой проведения логопедического самомассажа при дизаририи является дифференцированное использование приемов логопедического массажа в зависимости от формы дизартрии. Использование приема перекрестного точечного массажа при гиперкинезах артикуляционной мускулатуры. Сочетание приемов самомассажа и пассивной гимнастики. Особенности использования самомассажа при стертой форме дизартрии.
Специалистам известен положительный эффект, который достигается в коррекции многих речевых расстройств с помощью логопедического массажа и самомассажа, хотя до настоящего времени специальная подготовка в этом направлении не носила целенаправленного и систематизированного характера.
На современном этапе развития логопедический самомассаж, как один из методов коррекции дизартрических проявлений у детей дошкольного возраста, признается логопедами наиболее эффективным средством.
Для проведения самомассажа, логопед должен владеть методикой и техникой логопедического самомассажа, стремиться получить квалифицированные знания в этой области, повышать свое мастерство и технику, сотрудничать с медицинскими работниками.