Тараканова Анна Григорьевна
Методические средства психолого-педагогического обследования ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современная психология располагает большим и разнообразным набором методических средств, отвечающих различным специфическим задачам психолого-педагогического обследования ребенка.
К ним относятся такие методы и методические приемы, как наблюдение, беседа, экспериментально-психологические методики и тесты, пробы на совместную деятельность ребенка и взрослого, обучающие методики, опросники и многие другие.
Методы изучения детей с особыми потребностями в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.
Рассмотрим данные методы.
Изучение документации. Задача этого метода – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка [5,c. 53].
Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения: педиатра; психиатра; невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом; оториноларинголога с характеристикой состояния; офтальмолога с характеристикой состояния зрения; ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).
Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций. Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения. Такие данные полезны при исследовании особенностей обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.
Метод наблюдения является одним изосновным методом психолого-педагогической диагностики. Наблюдение дает информацию, которую невозможно получить другим способом.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Научное наблюдение отличается от наивного включением теоретической базы и определенных методических правил. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего.
Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без всякого вмешательства в деятельность ребенка до наблюдения в процессе систематизированных занятий. Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении ребенка, в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений его с детским коллективом и взрослыми [5,c. 54].
Активное наблюдение представляет собой одну из модификаций метода эксперимента и предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к развитию и обучению ребенка. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка.
При наблюдении необходимо соблюдать определенные условия:
– формулировка цели наблюдения;
– выбор объекта наблюдения;
– поддержка естественных условий жизнедеятельности детей;
– экспериментатор не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают;
– объективность фиксации и обработки данных;
– последовательность и систематичность;
– фиксации данных с помощью «фотографической» записи всех психологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.
Метод наблюдения имеет положительные черты:
– ребенок ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;
– исследователь может увидеть личность ребенка в целом, каждый факт воспринимает как ее часть;
– наблюдение ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста.
Одновременно с этим наблюдение имеет и недостатки:
– наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений;
– исследователь не имеет возможности вмешиваться в деятельность детей, поэтому наблюдаемое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;
– в процессе наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности, т. е. наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает ребенку несвойственные ему мысли и чувства;
– нет возможности быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним ребенком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится;
– без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты;
– ограничено применение математической обработки данных, поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным [10,c. 116].
Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна.
Анализируя продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, поделки, конструкции, музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах, рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений, учебные работы (диктанты, упражнения, решение задач и т. п., можно понять особенности ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др. [5, c. 55]
Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:
– предварительная формулировка цели исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках;
– выбор испытуемых, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка;
– создание одинаковых условий, т. е. подбираются одинаковые материалы: краски, карандаши, мелки, конструктор;
– поддержание естественных условий, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно при групповом исследовании;
– невмешательство в процесс деятельности, чтобы не повлиять на его результаты.
Анализ продуктов деятельности имеет достоинства:
– возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;
– возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например, о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и прочее;
– сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка в процессе исследования.
Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта [10,c. 121].
Метод беседы.
Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения со взрослыми. Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами) [5,c. 57].
Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами.
Предмет рассмотрения здесь – высказывания, их содержание, выразительные средства речи, динамические ее характеристики (темп, ритм).
Цель беседы – обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:
– беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;
– важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
– эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов, поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;
– психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);
– важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;
– желательно участие в беседе обоих родителей;
– нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;
– во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу [1,c. 36].
Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии.
Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений, особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье, сверстникам, причин затруднений в учебе, общении, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту.
Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб родителей, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю.
Метод беседы с ребенком применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями.
Эффективность беседы зависит от соблюдения определенных требований [10,c. 126]:
– подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала, например, сказки, картинки, стихотворения. Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл;
–исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость;
–беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы ребенок не переутомился и не потерял к ней интерес;
–перед проведением беседы необходимо установить с испытуемым доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам;
–предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе. Помимо содержания беседы, фиксируют характер ее протекания: насколько уверенно, охотно, увлеченно отвечает ребенок на каждый вопрос, насколько он заинтересован ее содержанием.
Беседа должна носить неформальный доверительный характер, способствующий возникновению эмоционально-положительного контакта исследователя и ребенка [10,c. 127].
По словам О. Н. Усановой, это важно, «потому что многие дети с отклоняющимся развитием накопили негативный опыт общения со взрослыми» [11].
К достоинствам беседы относят возможности:
– одновременно исследовать многие стороны психики ребенка;
– быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей;
– глубже понять психику ребенка с помощью варьирования условий, т. е. применения разнообразного материала.
Метод беседы имеет и недостатки:
– проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;
– возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения [5,c. 59].
Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка.
Метод эксперимента. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего [4,c. 36].
Эксперимент может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка. Он предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, где ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности. В экспериментах, которые проводятся с детьми с нарушенным развитием, есть своя специфика. Она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме.
Моделируемый психический акт или процесс должен быть претворен в эксперименте в мотивированное, простое, доступное осмыслению ребенка действие. Мотивировка этого действия не должна провоцировать негативных реакций, а напротив, должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно [11].
Определение способности к обучению – это определение резервов развития ребенка. Поэтому в ходе изучения ребенка особое значение имеет обучающий эксперимент.
Цель обучающего эксперимента – выявление характера и причин имеющихся затруднений, определение потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка. Принцип обучающего эксперимента заключается в следующем: при проведении эксперимента избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков».
В качестве показателя обучаемости учитывается:
– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;
– возможность переноса полученного навыка на новые условия.
В задачу экспериментатора входит регистрация не только конечного результата, но и самого процесса, способов, при этом применяемых. Необходимо учитывать не только то, что ребенок может сделать совершенно самостоятельно, но и зону его ближайшего развития. Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой ребенку задания. Учитывая это, каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности [5,c. 60].
Понятие «степень сложности» включает:
– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;
– степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;
– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).
Помощью является стимуляция к действию (подумай, постарайся сделать, у тебя получится); разъяснение сущности действия (например, при классификации: сюда будем откладывать все желтые, а сюда красные кружочки); введение наглядности при показе пути решения (экспериментатор выкладывает перед ребенком детали, необходимые для заданной конструкции, и начинает конструирование, предлагая ребенку продолжить действие); демонстрация образца (конкретная помощь) – выполнение задания с последующей репродукцией ребенком (например, экспериментатор сложил разрезную картинку, показал результат ребенку, разобрал конструкцию и предложил ребенку сделать то же самое).
При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени трудности задания и требований к ребенку. Это дает возможность ребенку перейти от элементарных к более сложным формам деятельности.
Такая последовательность предъявления заданий позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли решать поставленную задачу в обычных, или хотя бы облегченных условиях. Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что анализ результатов изучения детей с особыми потребностями в обучении предполагает концентрацию внимания исследователя на анализе характера нарушений, возникающих при выполнении ребенком заданий, и учет условий эксперимента.
Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.
Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки [4,c. 39].
Приведем примеры тестов, часто используемых в диагностической практике психологов в обследовании развития детей. Наиболее широкое применение получил адаптированный детский вариант теста Д. Векслера. Особенно полезен этот тест при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о достаточной надежности этого теста в плане дифференциальной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического развития.
Тест Д. Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. Существует специально адаптированный к условиям нашей страны вариант методики, предназначенный для изучения интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет (А. К. Панасюк, А. Ю. Панасюк). В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; повторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций [5,c. 62].
Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций. Разнообразие заданий позволяет оценить способности, практически свободные от влияния обучения. Наличие шкалы действий позволяет исследовать и детей с нарушениями слуха и речи. Обращает на себя внимание тот факт, что субтесты, входящие в вариант методики Векслера для детей, по содержанию практически не отличаются от широко применяемых в патопсихологии экспериментально-психологических методик.
Это – изучение осведомленности и словарного запаса ребенка, его умения пользоваться знаниями в конкретной ситуации, решение арифметических задач, нахождение аналогий и сходства между понятиями, «последовательные картинки», «кубики Кооса», составление предметов из отдельных частей, корректурные пробы и лабиринты. Для этих патопсихологических приемов довольно четко разработаны пути качественного анализа данных, и экспериментатор имеет возможность вносить в процедуру тестового исследования необходимые изменения и дополнения, направленные на изучение качества нарушения.
Необходимо отметить, что не смотря на возможности и ограничения при использовании психодиагностического тестирования, при условии высокой профессиональной компетентности тестирующего, несомненно представляет собой значительный вклад в познание возможностей, свойств, способностей и ограничений детей с отклонениями в развитии.
При изучении развития таких детей психодиагностическое тестирование следует использовать не как основной, а как вспомогательный метод, который всегда лишь дополняет другие методы, описанные выше. Важным условием проведения оценки следует считать учет динамики состояния ребенка в процессе диагностики – его пресыщаемости или истощаемости.
Характер изменения состояния ребенка в процессе диагностики отражает и особенности состояния ребенка непосредственно в процессе обучения в образовательном учреждении. По тому, каковы его «энергетические» характеристики на протяжении всей диагностической работы с психологом можно с определенной степенью уверенности судить и о том, как ребенок ведет себя в детском саду или школе.
Все это должно быть учтено при подборе предполагаемых методических средств еще на этапе предварительной диагностической гипотезы и проанализировано после проведения обследования, учтено при составлении заключения и отражено в рекомендациях родителям, педагогам, – всем, кто окружает ребенка, работает с ним, обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение.
В современных условиях оптимальным является систематическое сочетание в обследовании клинических и стандартизованных методик, а главное, подбор их направленности и интерпретация результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка в соответствующем периоде детства, т. е. с учетом основных выделенных психологических новообразований, структуры и видов деятельности и общения, специфики социальной ситуации развития.