Мария Тумашева
«Что такое истина?» — образовательное мероприятие для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
П\ С:
Создать условия для осознания детьми понятия «правда – есть приближение к истине». Взгляд людей на предметы окружающего мира, явления, события, отношения между другими людьми складываются из разных субъективных точек зрения.
Дать почувствовать значимость точки зрения другого человека, исходя из постулата «Ты и я – мы оба правы».
Публикация «„Что такое истина?“ — образовательное мероприятие для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Помочь детям сделать вывод о том, что зрение, слух человека, его разум несовершенны. Для того, чтобы видеть малое и отдаленное, слышать слабое и неразличимое, люди создают приборы: лупы, микроскопы, рентгеновские аппараты, аппараты инфракрасного излучения. Словарная работа: удаление, приближение, истинно, ложно, несовершенные органы зрения, органы слуха
Предварительная работа: наблюдение за летящим самолетом в небе. Вопросы: -Почему мы перестали слышать звук работающих двигателей, но продолжаем видеть летящий самолет?
-Если мы больше не видим и не слышим, как летит самолет – он упал? Исчез? Почему? – Рассказать о приборах, с помощью которых человек увеличивает свою способность видеть и слышать далекое.
1часть.
-Давайте вспомним свое наблюдение за летящим самолетом и назовем все приборы, увеличивающие способность человека видеть малое (ответы)
-У нас в группе тоже есть приборы – увеличители…Это лупа и детский микроскоп.
-Предлагаю рассмотреть через лупу мякоть арбуза, семечки укропа, волос человека, перышко птицы…Дети рассматривают, рассказывают об увиденном. Выяснить, почему мы без лупы и микроскопа не видим того, что видим через лупу и микроскоп? Сделать с детьми вывод о несовершенстве у человека органов слуха и зрения. Кое-что человек видит и слышит плохо, а кое-что не видит и не слышит вообще.
-Как же мы познаем окружающий мир и самих себя? Откуда мы узнаем, как надо правильно действовать и поступать (ответы детей. Возможно, дети заговорят о разуме. Растолковать ряд синонимов – ум=разум=интеллект=способность рассуждать и делать выводы)
Опыт на проверку способности рассуждать и делать выводы:
-У меня в мешке спрятана гигантелла (гигантская муха из пенопласта)
-По три человека подходите и ощупывайте ее через мешок. Догадайтесь, сделайте вывод, что или кто там, что или на кого похоже гигантелла. (высказывания детей уточняются. Как бы записываются)
-Достаю гигантеллу и показываю детям. Что это (ответы)
-А что нам разум подсказывал? Если сложить наши высказывания, то получится что-то похожее на правду, люди давно заметили, что разум человека, его ум, рассудок несовершенен.
2 часть:
Вот послушайте короткий рассказ, который называется «Слон» :
«Четверо слепых встретились со слоном, на спине которого сидел погонщик. «Что это?» - спросили они. Тот ответил: «Слон». Слепые стали ощупывать слона, чтобы с помощью рассудка, ума, сделать вывод о том, какой он. Первый ухватился руками за его хвост и закричал: - Слон похож на веревку.
-А вот и неправда, - сказал второй, который ощупывал ногу: - Слон похож на колонну.
-Вы оба врете, - сказал третий; - он ощупывал ухо слона. – Слон похож на гигантский блин.
«В ваших словах нет ни капли правды, - ответил 4-ый слепой, - слон похож на длинную толстую трубу (он ощупывал хобот слона)».
-Как по-вашему, кто из них был прав? Почему?
Вывод: каждый из них был по-своему прав. Из этих маленьких правд, которые никак не были большой правдой, сложилось нечто похожее на истину, на правду. Ведь, и у нас с вами, когда мы пытались понять, что такое гигантелла, получилось тоже самое.
-Давайте постараемся запомнить, чтобы понять истину, приблизиться к ней, надо учитывать и мнение других людей, а не оспаривать их.
3 часть:
Проводим игру «Зеркало». Правило: в центре круга детей выставляются неизвестный или малознакомый предмет, например, «Дымковский петух». Дети-участники игры поворачиваются спиной к центру и только тогда ставится предмет, а детям дают зеркала в руки. Наведя зеркало на предмет и видя его изображение – пытаются рассказать, на что он похож. Результат игры еще раз может подтвердить, что у людей могут быть разные точки зрения на один и тот же предмет и что не стоит пренебрегать мнением другого человека, что к правде, истине можно приближаться,
читывая совокупность взглядов.
-Вывод: Правда не искажает действительности. Те высказывания, которые ее искажают, - ложные.