Мария Тумашева
Образовательное мероприятие для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим «Хлеб — кормилец, он везде всему начало»
▼ Скачать + Заказать документы
П\ С: Систематизировать представление детей о труде человека по выращиванию хлеба. Хлеб – ценный продукт, без которого не могут обходиться люди. Много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу. Людям помогают машины. Слаженный коллективный труд людей позволяет получать хороший урожай. Воспитывать у детей уважение к хлебу и к труду людей его выращивающих – хлеборобам.
Публикация «Образовательное мероприятие для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим „Хлеб — кормилец, он везде всему начало“» размещена в разделах
Активизация слов: плуги, бороны, сеялки. Ровные бороздки, зернышки набухли, проросли, хлеб обмолачивают, везут на элеватор, зерно мелют.
-- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия
-А теперь вспомним сказку «Полевой хозяин», кто это такой (невидимка, старичок-полевичок)
-Кому бабушка Дуня рассказала о Полевом хозяине (внуку Пашке)
-Почему возник этот разговор (свободные ответы)
-О чем рассказала баба Дуня своему внуку (ответы)
-Кого же Пашка назвал хозяином полей, хорошо подумавши (ответы)
-И вы, ребята, запомните, что «всё, что растет, всё – живое. У всего свой особый характер, всё требует заботы и догляда…
Посмотрите, дети, у нас в гостях мама Рафаэля. Она поможет и объяснит нам, как приготовить вкусное печенье. Рассмотрите продукты, которые находятся на столе. Назовите их: масло, яйца, сахар, мука, сода (заострить внимание детей на том, что мука – главный продукт).
Рассказ мамы с показом действий.
-Что у нас получилось (тесто). Как? В какой последовательности?
-А теперь моем руки и приступаем к работе: приготовлению печенья с помощью формочек.
-Ну, вот, печенье наше пока будет выпекаться, мы с вами поговорим о том, как мука, как хлеб попадают к нам на стол. Рассмотрите картины, отражающие труд человека. Давайте при помощи их и расскажите:
1. Пожалуйста, Вероника: - Вначале вспахали землю плугами. Большие плуги, тяжелые. Трактор таких плугов тащит несколько.
2. Вика, что же было дальше? - Потом разрыхлили землю боронами и пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землею прикрывает.
3. Соня, слушаем тебя: - Полил землю дождик. Зернышки в земле набухли и проросли, пустили корешки, а наверху зеленый росточек. Из этих ростков выросла зеленая травка, а потом стебельки и на них колосья, и в каждом колосе – зерна.
4. Кирилл, пожалуйста, продолжи: - Созрели зерна, колосья стали сухие, золотистые, а зерна – твердые. И пошли по полю комбайны. Комбайн колосья срезает и зерна из них вымолачивает, в грузовики насыпает.
5. Богдан, тебе слово: - С поля на грузовиках везут зерно на элеваторы, а с элеватора на мельницы. На мельнице зёрна смелют. Получится мука. Из муки будут делать тесто. Из теста – хлеб. Хлеб привезут в
агазины, мы с мамой пойдем и купим. Наша семья помнит правило: бери хлеба столько, сколько сможете съесть. А часть зёрен – самые лучшие, самые крупные оставили, чтобы вновь посеять в землю весной. Какие же машины помогают людям: (трактора, комбайны, грузовики (свободные ответы).
-А управляют всеми этими машинами люди :
Полина, прочитай свое стихотворение: -
«Человек привык трудиться.
Люди пашут, сеют, жнут…
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд».
-И труд не одного человека, а целого коллектива (тракториста, комбайнера, шофера, мельника, пекаря)
(Чтение стихотворения «Каравай» Дягутите, 2-3 ребенка)
-А какие пословицы о хлебе вы знаете? Я начинаю, а вы заканчиваете.
«Вовремя посеешь – вовремя и хлеб соберешь»
«Весенний день целый год кормит»
«Посеешь в пору – соберешь зерна гору».
-Давайте для мамы расскажем стихотворение «Дядя Петя, что испек?»(дети читают по ролям).
-Ну вот, наше занятие подходит к концу и печенье наше готово. Приглашаю всех к столу отведать печенье, приготовленное своими руками. И нашу гостью не забудьте пригласить. И ещё одно стихотворение расскажет Юля Полякова:
«Поскорее накрывай
Стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай
С корочкой душистой.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый.
Светлый час,
Хлеб на стол явился,
Кто-то встал чуть раньше нас
И крепко потрудился. (Л. Кузьмин)
-Звучит песня в грамзаписи «Хлеб – всему голова».
Дети пьют чай с печеньем, приготовленным своими руками.
-А это стихотворение я сама вам прочитаю: «Хлеб», автор Бобо Ходжи.
«Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове
Народная мудрость таится.
Вот что
В народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
-Дети, помните эти слова. Я верю, что вы научитесь ценить хлеб. Помните, мы с вами ходили на экскурсию в музей нашего города и видели кусочек хлеба, который получали люди на весь день в Ленинградскую блокаду. Берегите хлеб, ведь «хлеб – всему голова»