Светлана Бондарева
Конспект занятия «Что изучает астрономия?» в старшей группе
▼ Скачать
"Что изучает астрономия?"
Задачи:
Развивать интерес воспитанников к исследовательской деятельности, способствовать развитию наблюдательности и воображения.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанной отношение к себе как к части природы, желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира.
Материал:
Макет космического пространства, мультимедийное приложение, оборудование для проведения опыта (стаканчики с водой, деревянные кубики, лупа, ватман для выполнения коллажа из круп, крупы и песок разного цвета.
Предварительна работа:
Публикация «Конспект занятия „Что изучает астрономия?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Рассматривание картин о космосе.
Знакомство с картой солнечной системы.
Беседы о космических кораблях.
Привлечение родителей к активному участию в работе по ознакомлению детей с Солнечной системой (совместное рисование, опыты и эксперименты).
Ход занятия
Дети с воспитателем входя в группу, находят звездочку.
Воспитатель.
Это необычная звездочка, она поможет узнать нам много нового и интересного. К ней надо прикоснуться всем вместе и пожелать друг другу добра. Дети кладут руки на звездочку.
Звучит таинственная, загадочная музыка.
Воспитатель.
Звездочка хочет рассказать нам о том необъятном пространстве, где расположены звезды и планеты. Но как их рассмотреть? Ведь они так далеко от нас.
Астрономия -это наука, которая изучает движения и свойства всех небесных тел: Солнца и звезд, планет и их спутников, комет и астероидов.
Давным-давно, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись тому, как над их головами сверкали бесчисленные точки. Они пропадали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью.
Но рассмотреть звезды им никак не удавалось, и тогда люди придумали трубочки, с помощью которых можно было рассматривать предметы, которые находятся вдали. Мы с вами можем попробовать сами сделать такие трубки.
У каждого из вас есть лист бумаги, его надо свернуть трубочкой и посмотреть на звезды. А сейчас посмотрите на наши рабочие столы. Вы заметили, как хорошо видно в трубочке, что за столом нас ждет новое задание. Давайте пройдем на свои места.
Дети выполняют задание.
Воспитатель.
Люди, занимаясь различной деятельностью, заметили, что, сосуд, наполненный водой, может увеличивать предметы. Давайте проведем небольшое исследование: опустим в стакан с водой кубик и посмотрим на него. Предмет увеличился или стал меньше?
Затем было изобретено специальное увеличительное стекло, с помощью которого можно было рассматривать мелкие предметы. Кто знает, как оно называется? Это увеличительное стекло называется «лупа».
Воспитатель.
Люди работали над созданием прибора, который позволил бы хорошо видеть то, что находится на далеком расстоянии. И они придумали подзорную трубу.
Как вы думаете для чего люди использовали подзорную трубу?
Где они ее применяли?
Так был придуман интересный прибор для наблюдения за небом. Отгадайте загадку:
Есть специальная труба,
В ней вся Вселенная видна.
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в (телескоп.)
Воспитатель предлагает воспитанникам пройти к подзорной трубе и рассмотреть ее.
Внутри подзорной трубы большое количество увеличительных стекол, а рядышком с вами лежат «лупы», которыми вы можете воспользоваться, чтобы рассмотреть картинку.
Вы можете рассмотреть, что нарисовано? Тогда попробуйте сделать это с помощью лупы.
Дети рассматривают рисунок с изображением ракеты.
Воспитатель. Когда я смотрела в подзорную трубу, то заметила неопознанный предмет, давайте пройдем к нему. Дети подходят к ракете.
Воспитатель. Ребята, вы хотите побольше узнать о Солнце, звездах и планетах? (Да.)
Тогда отправляемся с вами в космическое путешествие. Но космонавты очень сильные и смелые люди. Давайте и мы с вами покажем свою ловкость.
Физкультминутка
Мы пойдём на космодром (шагают).
Дружно в ногу мы идем,
Ждет нас быстрая ракета (руки над головой, продолжают шагать)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс (руки в стороны)
Звезды, небо, ждите нас (бег)
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку:
Руки вверх, руки вниз,
Вправо — влево, наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Звучит музыка, блестят звезды, воспитатель рассказывает мимо каких объектов пролетает их ракета.
Воспитатель.
Мы с вами побывали в космосе и увидели, как там красиво и таинственно. Люди прилагают много усилий, чтобы изучить космическое пространство. Я вам предлагаю присесть на стульчик и посмотреть, как выглядит космическое пространство.
Воспитатель демонстрирует слайды с изображением планет. Обращает внимание, что все планеты разные по цвету и размеру.
Опыт с шариком (ракета)
Опыт с фонариком и глобусом.
Воспитатель. Сегодня мне хочется предложить вам изготовить изображение космического пространства, используя необычный для аппликации материал различные крупы и песок.
Звучит музыка. Дети выполняют совместный коллаж.
Воспитатель.
Вот какой интересный подарок мы изготовили для звездочки.
Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие? Что вы узнали нового. Вы легко справились со всеми заданиями? Что показалось вам сложным?
Продуктивная деятельность:
Модель Земли из пластилина. В конце разрезаем зубной нитью, смотрим Землю в разрезе.
Продолжение рассказа:
Педагог: Дети, мы знаем, что планета Земля входит в состав Солнечной системы. Но также есть ее одна особая группа. Она так и называется – Земная группа. Существуют четыре планеты Земной группы в нашей Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Планеты Земной группы нашей Солнечной системы также известны как внутренние планеты, потому что эти планеты ближе всего расположены к Солнцу.
По данным Международного астрономического союза, планета Земной группы представляет собой небесное тело, которое:
• имеет мало спутников или не имеет их вообще;
• имеет слабое магнитное поле;
• имеет близко расположенную орбиту по отношению к другой планете Земной группы;
• не имеет систему колец.
Планеты Земной группы также имеют изменяющийся ландшафт, например, вулканы, каньоны, горы и кратеры.
Еще одна общая черта среди планет Земной группы: у них очень мало, либо совсем отсутствуют спутники. Меркурий и Венера совсем не имеют спутников, у Земли – один, у Марса – два крошечных спутника. Кроме того, планеты Земной группы не имеют планетарных колец.
Игры-моделирования по астрономии
«Что такое солнце?»
Цель: развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.
В. Ребята, к нам прилетел воздушный шарик, он очень боится Солнца. Давайте нарисуем Солнце и расскажем о нем.
Проблемная ситуация:
Что такое Солнце? (рассуждения и ответы детей).
Солнце — это звезда среднего размера, которая ближе всего к Земле, это раскаленный газовый шар.
А могли бы мы жить без Солнца?
(Воспитатель предлагает детям построить модель Солнца. Дети коллективно моделируют звезду на ковре, используя веревки, ленты, нити, бумагу и т. д. Далее воспитатель предлагает каждому ребенку под звучание тихой музыки нарисовать свое солнышко. Затем дети объясняют воздушному шарику, что такое Солнце).
Рефлексия:
Воспитатель:
Какие планеты входят в Земную группу?
Что у них общего?
Что вы узнали о Земле?
Почему сменяется день и ночь?
Почему сменяются времена года?
Воспитатель: В следующий раз я расскажу вам о людях, которые летают в космос, исследуют небесные тела – о космонавтах и астронавтах. Предлагаю вам дома нарисовать рисунки о Земле.