Екатерина Буряк
Конспект занятия «Буква С. Звуки [С]-[С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с буквой С; правильное произношение и различение звуков [С] – [С’].
Задачи:
- развитие фонематического слуха;
- формирование звуко - слогового анализа слова;
- развитие грамматических категорий речи;
- познакомить с понятием родственные слова;
- развитие мышления, памяти, творческих способностей;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: тематические картинки, таблица, звуковички, фишки, цветные карандаши, карточки, трафареты.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика.
Публикация «Конспект занятия „Буква С, Звуки [С]-[С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- У нас сегодня гости. Скажите, а какое настроение у нас? Давайте друг другу улыбнемся и частичку своего хорошего настроения подарим нашим гостям. Начинаем наше занятие.
2. Мотивационная игра (актуализация прошлого опыта).
- Сегодня на занятие к нам снова пришли наши друзья: мудрая сова, лиса и ежик.
- По какой стране мы с вами путешествуем?
- Какие звуки живут в этой стране?
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Какие гласные звуки мы знаем?
- Какие согласные звуки бывают?
Работа с таблицей
- Наша речь состоит из чего? Что мы произносим?
- Вспомним правила простые: «дружит гласная с согласной, образуя вместе слог»; «если слоги встанут вместе, то получатся слова».
- А из слов мы можем составить? (предложение).
- Молодцы! Как много вы уже знаете.
3. Затруднение в игровой ситуации.
а) работа с сюжетной картинкой
- Все предметы на картинке начинаются на один и тот же звук. Назовите эти предметы и догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся.
б) – Посмотрите вокруг, найдите в группе предметы, в названии которых мы слышим звук [с].
Работа с зеркалами «Свет мой зеркальце скажи»
- Давайте произнесем звук [с].
- Что происходит с язычком, губами, зубками во время произношения этого звука? (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная)
- Кто попробует дать характеристику звуку [с]?
- А как, произносится звук мягко?[с’]
- Дайте характеристику звуку [с’].
(На доске город звуков. Домики синего и зеленого цвета. Звуковички разного цвета.)
- Посмотрите на наших звуковичков. Есть ли среди них звуковички [с] и [с']? Какие они (дети описывают звуки и находят нужные звуковички)
- Давайте поселим их в домики.
Закрепление
Игра: «Выбери слова со звуками [с], [с’] и скажи, где мы слышим этот звук? (в начале, середине или конце слова)
Света шла, шла, шла и карточку нашла.
Ну-ка, Света нам ответь-
Нужна нам карточка или нет.
(карточки лежат на полу, дети ходят вокруг них друг за другом, ребенок выбирает любую карточку и объясняет задание)
4. Самостоятельная работа.
На двух столах лежат фишки и картинки со словом. У каждого стола есть свой значок. Такие же значки есть у каждого ребенка.
- У каждого из вас есть свой значок, вы должны разделиться на группы и найти свое рабочее место за столом с таким же значком. (Дети выполняют звуковой анализ слова. Проверка задания).
1. снег
2. санки
5. Знакомство с буквой С.
- Чем на письме обозначаются звуки?
- Какой же буквой на письме обозначаются звуки [с], [с’]? (звуки[с] и [с’] на письме обозначаются буквой С)
Показ буквы С : Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Найди и обвести правильную букву (работа в карточках)
Чтение слогов: а а
о о
у С у
и и
ы ы
э э
Дидактическая игра: «Услышь звук»
- Я прошу со слогом СА мне сейчас назвать слова;
- Не забуду я про СУ;
- А теперь со слогом СО;
- А еще со слогом СЫ.
Молодцы!
Понятие родственные слова
- Ребята, мы с вами приготовили нашим гостям подарки - цветы.
- Как они называются? (снежные цветы)
- Как вы думаете, почему они так называются (сделаны из снежинок)
- Когда собирается много-много снежинок, что получается? (снег)
- Какие цветы по цвету? (белоснежные)
- Что можно слепить из снега? (снеговика)
Дети еще раз называют все слова.
- Все эти слова называются родственными.
Дополнительное задание:
Работа у доски. Развитие зрительного восприятия.
- Буквы поломались пополам. Допишите буквы и прочитайте слова.
Гуси, сок, собака.
6. Итог занятия.
- По какой стране мы с вами сегодня путешествовали?
- С какими звуками познакомились? С какой буквой?
- Дайте полную характеристику звуку [с]? Звуку [с’]?
- Чему вы сегодня научились на занятии?
- Что вам понравилось? Что было трудно для вас?
Дети дарят гостим цветы.
Развитие мелкой моторики
- Чтобы вы лучше запомнили написание буквы С, я предлагаю смастерить ее с помощью трафарета и пластилина.
Физкультминутка
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
(Дети обводят контур буквы и с помощью пластилина, внутри контура буквы украшают ее бусинками, зернышками и другими материалами).