Юлия Муковнина
Конспект занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения «Звуки [П]-[П’] и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Знакомство с понятием «Согласный звук».
Анализ и синтез слогов ПА-АП.
Задачи: Познакомить детей с понятием «Согласный твёрдый и мягкий звук». Научить характеризовать звук П, Пь по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые и обратные слоги. Развивать мышление, память, зрительное внимание, общую, мелкую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать умение слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения „Звуки [П]-[П’] и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков, картинки, в названии которых есть звук П, Пь, настольная игра «Звуковой поезд».
Интеграция образовательных областей: П/р, Ф/р, М/р, Х - э/р, С - к/р.
Ход
1. Организационный момент «Назови слово» - дети называют слова, которые начинаются со звука А, О, У, И на выбор.
2. Объявление темы: «4 лишний» - на доске выставлены картинки пылесос, пушка, портфель, машина.
Какая картинка лишняя? (Лишняя картинка машина, потому что все остальные картинки начинаются со звука П). Сегодня мы познакомимся со звуком П.
3. Акустико-артикуляционный образ звука :
Хоровое и индивидуальное произношение звука П с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух встречает преграду: губы. Значит, звук П-согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте как я произношу звук п – п – п. Звук П твердый. Дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук П - глухой. (Несколько детей повторяют характеристику звука П).
А теперь послушайте: пь – пь – пь. Он мягкий и обозначать его мы будем фишкой зеленого цвета. Сегодня вы узнали, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми. (Логопед показывает на гномиков с колпаками синего цвета и зеленого цвета). Расскажите какой звук Пь? (согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета). А теперь приложите руку к горлышку. Горлышко молчит. Звук Пь-глухой. (Несколько детей повторяют характеристику звука Пь).
4. «4 лишний» продолжение игры.
На доске картинки: пылесос, пушка, портфель, перо. Лишняя картинка –
Перо, потому что звук П в слове звучит мягко – пь – пь – пь.
Следующие картинки: перо, попугай, пингвин, пеликан. Лишняя картинка –
Попугай, потому что звук П в слове звучит твёрдо – п – п – п.
5. «Услышишь звук П – хлопни в ладоши» - развитие фонематического восприятия.
Из ряда звуков – о, в, п, м, с, п, к, з, м, п, м, н, п…
Из ряда слогов – ма, па, то, по, му, пу, ту, мо, пы, ум…
Из ряда слов – мак, паук, ток, пол, кот, паутина, лук, альбом, малина, палка, стол, тарелка, полка, удочка, сом…
6. «Подари картинки Паку и Пику» - дифференциация звуков П - ПЬ.
Паку я подарю картинку … потому что звук П в слове звучит твёрдо – п – п – п.
Пику я подарю картинку … потому что звук П в слове звучит мягко – пь – пь – пь.
7. Звуковой анализ и синтез слогов ПА – АП (ПИ).
Дети выкладывают схемы слогов их фишек.
ПА- первый звук П-согласный, есть преграда - губы, не поется (спотыкается, звук П твердый, обозначается фишкой синего цвета, глухой –горлышко не звенит, второй звук А - гласный, он поется, во рту нет преграды, обозначается красным цветом; и наоборот.
ПИ-первый звук Пь - согласный, есть преграда - губы, не поется (спотыкается, звук Пь твердый, обозначается фишкой синего цвета, глухой –горлышко не звенит, второй звук И - гласный, он поется, во рту нет преграды, обозначается красным цветом.
8. Итог занятия :
С каким звуком познакомились? (Мы познакомились со звуком П, ПЬ).
Какой это звук? (согласный, мягкий, глухой).