Марина Зверева
«Алгоритм построения предметно-пространственной среды и технологическая карта».
▼ Скачать + Заказать документы
ППС – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Поэтому нельзя ориентироваться на один стандарт, обычно задаваемый профессиональными проектировщиками среды – архитекторами и дизайнерами. Необходимо открыть для педагогов-практиков возможность гибкого проектирования конкретной предметно-пространственной среды – в соответствии с возможностями детского сада и особенностями своей группы. Воспитатель должен стать реальным проектировщиком-дизайнером.
Публикация «„Алгоритм построения предметно-пространственной среды и технологическая карта“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Сначала мы рассмотрим принципы построения ППС:
1. Принцип полифункциональности. ППС должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
2. Принцип трансформируемости. Этот принцип связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Принцип вариативности. Он указывает на то, что ППС предполагает периодическую сменяемость материала и оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников.
Алгоритмы построения ППС:
1. Выбрать программу
Для начала вы должны выбрать программу по которой вы будете работать и потом от нее отталкиваться в построении ППС, т. к. некоторые программы включают в себя обязательное наполнение. Например в программе «Истоки» В наполнении ППС обязателен музей. Мы в нашем детском саду работаем по одной программе «От рождения до школы». В которой нет привязанности к определенному построению ППС.
2. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми, выпишите на листе бумаги:
- Учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
- Игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
- Специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра и пр.)
Это могут быть примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
3. Ориентируясь на список, составьте перечень необходимого оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры и т. п.)
4. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальне, придерживаясь принципа нежесткого центрирования.
(Нежесткое центрирование – это возможность перенесения уголка в другое место. Нет определенного закрепленного места.
Целесообразно это сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.
5. Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану – схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы (показать схему на бумаге)
(Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу)
6. Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.
Это может быть: узнать особенности детей от родителей. Например: ребенок левша, значит должно быть оснощение специальными ножницами. Или он любитель собирать ЛЕГО – можно сделать фотовыставку его работ.
7. Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течении года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов.
При составлении своего паспорта мы думаем сразу о последнем пункте: приобретении новых игровых материалов. Но я думаю что надо ввести, раз в пол года, беседу с детьми о изменении ППС, может дети захотят перенести пару центров.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение центов активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия.
Технологическая карта
Технологическая карта – это современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и детей, самостоятельной деятельности детей в ППС.
Отличительной чертой технологической карты планирования работы воспитателя является ее сочетание с темой, на основе которой реализуются задачи образовательных областей.
Основные критерии технологической карты
- Систематичность
- Прогностичность
- Отражение всех направлений НОД
- Гибкость (возможность внесения коррективов в случае изменения условий)