Приложение МААМ

Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ

Нина Трегубова
Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Трегубова Нина Петровна,

воспитатель С/П - детского сада №9 «Дельфин» г. Нефтегорск

Моделирование ППС – предварительная разработка основных деталей предполагаемого окружения, мысленное ее построение. Моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно-образовательный процесс в ДОО становится технологичным. Смоделировать среду – значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, устранить мешающие факторы, обеспечить необходимые условия

Публикация «Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – представление о системе, отражающее наиболее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования, зафиксированное на некотором языке или в некоторой форме (схемы, конструкции, наборы данных и алгоритмов их обработки, программа и т. п.)

Главное требование к модели – она должна давать новую информацию об исследуемом объекте.

Моделирование включает в себя три этапа:

1. Построение модели;

2. Работа с моделью (преобразование, видоизменение);

3. Перенос знаний, полученных с помощью моделей, на реальную область.

Модель предметно – пространственной среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.

Предметно – пространственная среда

Предметное содержание для самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности

• Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками,

• Учебно – методические пособия, используемые воспитателями

• Оборудование для осуществления детьми разнообразных типов деятельности Временные изменения предметного содержания

• Для стимулирования детской активности, учета происходящих изменений, связанных с ростом и развитием ребенка Организация пространства

• Обеспечение и активное использование его детьми (разделение на зоны – игровая, спортивная, экспериментальная, внешнее оформление интерьера)

Моделирование пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде. Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании ППС необходимо использовать:

• Научные положения исследователей в этой области;

• Базовые компоненты предметно – развивающей среды;

• Параметры организации образовательного процесса;

• Имеющееся пространство;

• Время года;

Предметное и социальное окружение дошкольников.

Примерная модель вариативности предметно – пространственной среды

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создание предметно - пространственной реализуется по направлениям развития детей, в которые входят физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и познавательное развитие.

В качестве центров развития могут быть:

• Уголок для ролевых игр;

• Книжный уголок; центр театрализованной деятельности;

• Центр для настольных игр;

• Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);

• Уголок природы (наблюдений за природой); уголок экспериментальной деятельности;

• Спортивный уголок;

• Уголок безопасности;

• Центр дорожного движения;

• Центр уединения;

• Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей, игровые уголки – игры со строительным материалом (кубики, конструктор, зоны конструирования, уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки и др.

• Центр «Для вас родители!»

• Сюжетная ширма

Сюжетная ширма, используется при организации сюжетно-ролевых игр с воспитанниками. Она помогает территориально обозначить границы игры, сформировать игровое пространство; играет огромную роль в создании сюжета, замысла игры.

Цель использования сюжетной ширмы заключается в оптимизации предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.

Задачи: 1. Совершенствование умений объединять несколько сюжетных линий в одну.

2. Создание условий для расширения игровых взаимодействий воспитанников.

3. Развитие творческого воображения дошкольников.

Новизна сюжетной ширмы заключается в том, что она обладает широкими игровыми возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность применения несколькими детьми одновременно. Кроме того, сюжетная ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты.

Ширма выполнена с учетом соблюдения требований СанПиН-13: изготовлена из ДСП, покрыта безопасной краской, не вызывающей аллергических реакций у дошкольников и имеющей возможность обработки поверхностей. Также нами использовался подручный материал (файлы разных размеров, предметные и сюжетные картинки, безопасные крючки, самоклеющаяся пленка, ткань и др.). Каждый разворот ширмы имеет определенную игровую направленность:

- Юный строитель.

- Больница.

- Магазин.

- Почта.

- Парикмахерская.

- Семья.

- Ателье.

- МЧС.

Для самостоятельной, а также совместной со взрослым игровой деятельности дошкольников в рамках направленности каждого разворота ширмы продумана примерная тематика сюжетных линий.

Например, для организации сюжета игры «В гости к бабушке» в рамках разворота «Семья» в кармашки ширмы вкладываются семейные фотографии, на крючки размещается фартук, парик, бигуди (для создания образа бабушки).

Для организации игрового сюжета «Отправляем посылку» на ширме размещается сюжетная картинка с изображением почтовых коробок разной величины, указывается их стоимость. Выставляются весы, предлагаются деньги, сумки, пакеты, на крючках размещается униформа почтальонов (темный короткий халатик).

Небольшие сюжетные линии дают возможность воспитанникам дополнительно находить новые повороты игрового взаимодействия : упаковать посылку, сделать покупки для пересылки в подарок бабушке, приход в магазин, консультации продавца, объявления о распродажах, оплата покупок и т. д.

Кроме того, при помощи сюжетной ширмы можно организовать игровое взаимодействие между несколькими сюжетными линиями (например, надо зайти в парикмахерскую, постричь ребенка или зайти в больницу к врачу). И все это на достаточно маленькой площади и с минимальным количеством игрового оборудования

Безусловно, варианты развития сюжетно - ролевой игры будут зависеть от имеющегося социального опыта дошкольника и умение использовать этот опыт в процессе игр. Но именно при помощи разработанной нами сюжетной ширмы этот социальный опыт можно расширить путем грамотного и постепенного применения ее в игровой детской деятельности.

В качестве эффективного результата использования ширмы можно выделить следующее:

- развитие диалогической речи,

- обогащение социального опыта воспитанников,

- снижение уровня конфликтности при распределении игровых ролей,

- развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, использование сюжетных ширм при организации игровой деятельности дошкольников позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим игровым средством, а также позволяет сохранить и без того ограниченное групповое пространство «современных» детских садов, построенных по старым нормативам.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Организованная в ДОУ предметно – пространственная среда :

• Инициирует познавательную и творческую активность детей;

Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

• Безопасна и комфортна;

• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Предметно – пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» :

• Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;

Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

• Совсем незнакомые предметы и материалы.

Литература

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду : Методическое пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера. 2015. – 128с.

• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. – М., Центр педагогического образования, 2008.

• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.

• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.

• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.

• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения кабинетов ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008.

• Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. Москва, 2012.

• С. Г. Доронов. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Москва, 2012.

• Н. А Виноградова, Н. В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. АЙРИС-ПРЕСС Москва 2008.

Публикации по теме:

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО Консультация на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения.

Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ Методическая разработка Тема: «Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ». Выполнила: Савенкова Е. Н. -воспитатель.

Моделирование развивающей предметно-пространственной средыМоделирование развивающей предметно-пространственной среды Важнейшим условием реализации программы «Детство» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация предметно-пространственной среды группы ДОУОрганизация предметно-пространственной среды группы ДОУ Оформление и организацию предметно – пространственной среды нашей группы мы тщательно продумывали (воспитатели Михеева Н. В. и Алексеева.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов которого являются:.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУСоздание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 23:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Нина Трегубова (УИ 379737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД