Надежда Иванина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием предметно-развивающей среды в ДОУ, так как в ней представлена модель универсальной РППС с учетом требований ФГОС ДО. Статья носит практический характер, что позволит педагогам воплотить принцип самоценности детства и личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике.
Ключевые слова
Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда, модель среды, универсальность, детская деятельность, образовательное пространство.
Еще выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. А роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития – идет процесс его модернизации. Одним из главных показателей является обеспечение качества образования. И одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды, с введением Стандарта, актуален не только в нашем учреждении, но и в других дошкольных организациях. Сегодня среда в ДОУ должна обеспечивать возможность развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагог, организуя предметно-пространственную среду, должен учитывать аспекты, которые способствуют становлению базовых характеристик личности каждого ребенка.
Создание такой среды несколько озадачило наших педагогов, даже тех, кто имеет большой стаж работы в дошкольном учреждении. Каждый из коллег был уверен в своем профессионализме, и в том, что он работает с максимальной инвестицией своих сил и знаний, разрабатывая новые игры и пособия, оформляя пространство группы, делая его интересным и оригинальным, методически оснащенным.
Представления наших коллег существенно изменились на сегодняшний день. Создание универсальной модели развивающей предметно-пространственной среды, в рамках работы пилотной площадки, заставило педагогов пересмотреть свои взгляды на моделирование образовательного пространства.
Работая над созданием модели организации развивающей среды, мы обратились к трудам современных ученых и передовому опыту педагогов Н. А. Коротковой, С. И. Михайленко, других авторов. В своих работах специалисты отмечают, что насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей ребенка, с учетом онтегенеза.
На сегодняшний день в средствах массовой информации широко развернута дискуссия об особенностях организации предметно-развивающей среды, о том, какую среду считать идеальной и что должно быть в ее основе, как организовать и чем ее наполнить. При всем многообразии подходов данного материала, прослеживается отсутствие единой структуры создания РППС. Это заставило нас задуматься о создании универсальной модели образовательного пространства, которая поможет педагогам в организации предметно – развивающей среды группы.
Для построения такой модели мы определили следующий алгоритм действий:
- изучить нормативные документы;
- проанализировать содержание среды для каждой возрастной группы детей;
- разработать и апробировать модель предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка;
- сформировать мобильную трансформируемую среду в группах ДОУ для совместной деятельности детей и взрослых.
Усилиями наших педагогов на сегодняшний день разработана универсальная модель развивающей предметно-пространственной среды. Проектирование РППС с помощью этой модели осуществляется с учетом возраста детей и специфики направленности групп.
Развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада условно можно разделить на три сектора: активный, спокойный и рабочий (см. рис. 1). Границы каждого сектора подвижны, они могут расширяться, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к занятиям сверстников, присоединиться к их деятельности или сразу к нескольким видам деятельности [2]. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театральной деятельности. Спокойный сектор включает в себя центры книги, отдыха, природы. В рабочем секторе размещается центр экспериментирования, развивающих игр, региональный компонент, а также оборудование (в том числе технические средства обучения) для организации совместной и регламентированной деятельности.
Условное деление пространства и организация центров в этом пространстве позволяет придерживаться принципа интеграции образовательных областей, которые способствуют формированию единой предметно-развивающей среды.
Зонирование пространства группы детского сада
Рисунок 1.
Разработанная модель среды может быть конкретизирована педагогами в соответствии с возможностями детского сада (имеющейся площади, характера оборудования) и с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, гендерного состава, уровня развития, направленности групп). Модель помогает педагогу грамотно рассредоточить игры и пособия по центрам, своевременно пополнить центры в зависимости от комплексно – тематического планирования, явлений окружающей действительности, интересов и способностей детей, а главное продумать стратегию нового заполнения пространства развивающими играми и игрушками.
Безусловно, созданная универсальная модель развивающей предметно-пространственной среды в нашем учреждении, в рамках пилотной площадки, очень эффективна.
Сегодня среда, организованная в ДОУ, позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор: где играть, с кем играть, во что играть. Нами обеспечен свободный доступ детей ко всему оборудованию, играм, игрушкам, пособиям, способствующим активизации развития познавательной деятельности детей. Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать их творческую активность. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Подводя итоги в рамках работы пилотной площадки, мы можем с уверенностью сказать, что развивающая предметно-пространственная среда, созданная по нашей универсальной модели, способствует формированию личности ребенка и мотивирует к самостоятельному познанию мира.
Список литературы
1. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб. : КАРО, 2014
2. Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада : старший возраст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. - М. : Линка-Пресс, 2010
3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. М. : Обруч, 2015
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Перспектива, 2014