Получи документы

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

Надежда Иванина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

Аннотация

Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием предметно-развивающей среды в ДОУ, так как в ней представлена модель универсальной РППС с учетом требований ФГОС ДО. Статья носит практический характер, что позволит педагогам воплотить принцип самоценности детства и личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике.

Ключевые слова

Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда, модель среды, универсальность, детская деятельность, образовательное пространство.

Еще выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. А роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития – идет процесс его модернизации. Одним из главных показателей является обеспечение качества образования. И одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды, с введением Стандарта, актуален не только в нашем учреждении, но и в других дошкольных организациях. Сегодня среда в ДОУ должна обеспечивать возможность развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагог, организуя предметно-пространственную среду, должен учитывать аспекты, которые способствуют становлению базовых характеристик личности каждого ребенка.

Создание такой среды несколько озадачило наших педагогов, даже тех, кто имеет большой стаж работы в дошкольном учреждении. Каждый из коллег был уверен в своем профессионализме, и в том, что он работает с максимальной инвестицией своих сил и знаний, разрабатывая новые игры и пособия, оформляя пространство группы, делая его интересным и оригинальным, методически оснащенным.

Представления наших коллег существенно изменились на сегодняшний день. Создание универсальной модели развивающей предметно-пространственной среды, в рамках работы пилотной площадки, заставило педагогов пересмотреть свои взгляды на моделирование образовательного пространства.

Работая над созданием модели организации развивающей среды, мы обратились к трудам современных ученых и передовому опыту педагогов Н. А. Коротковой, С. И. Михайленко, других авторов. В своих работах специалисты отмечают, что насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей ребенка, с учетом онтегенеза.

На сегодняшний день в средствах массовой информации широко развернута дискуссия об особенностях организации предметно-развивающей среды, о том, какую среду считать идеальной и что должно быть в ее основе, как организовать и чем ее наполнить. При всем многообразии подходов данного материала, прослеживается отсутствие единой структуры создания РППС. Это заставило нас задуматься о создании универсальной модели образовательного пространства, которая поможет педагогам в организации предметно – развивающей среды группы.

Для построения такой модели мы определили следующий алгоритм действий:

- изучить нормативные документы;

- проанализировать содержание среды для каждой возрастной группы детей;

- разработать и апробировать модель предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка;

- сформировать мобильную трансформируемую среду в группах ДОУ для совместной деятельности детей и взрослых.

Усилиями наших педагогов на сегодняшний день разработана универсальная модель развивающей предметно-пространственной среды. Проектирование РППС с помощью этой модели осуществляется с учетом возраста детей и специфики направленности групп.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада условно можно разделить на три сектора: активный, спокойный и рабочий (см. рис. 1). Границы каждого сектора подвижны, они могут расширяться, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к занятиям сверстников, присоединиться к их деятельности или сразу к нескольким видам деятельности [2]. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театральной деятельности. Спокойный сектор включает в себя центры книги, отдыха, природы. В рабочем секторе размещается центр экспериментирования, развивающих игр, региональный компонент, а также оборудование (в том числе технические средства обучения) для организации совместной и регламентированной деятельности.

Условное деление пространства и организация центров в этом пространстве позволяет придерживаться принципа интеграции образовательных областей, которые способствуют формированию единой предметно-развивающей среды.

Зонирование пространства группы детского сада

Рисунок 1.

Разработанная модель среды может быть конкретизирована педагогами в соответствии с возможностями детского сада (имеющейся площади, характера оборудования) и с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, гендерного состава, уровня развития, направленности групп). Модель помогает педагогу грамотно рассредоточить игры и пособия по центрам, своевременно пополнить центры в зависимости от комплексно – тематического планирования, явлений окружающей действительности, интересов и способностей детей, а главное продумать стратегию нового заполнения пространства развивающими играми и игрушками.

Безусловно, созданная универсальная модель развивающей предметно-пространственной среды в нашем учреждении, в рамках пилотной площадки, очень эффективна.

Сегодня среда, организованная в ДОУ, позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор: где играть, с кем играть, во что играть. Нами обеспечен свободный доступ детей ко всему оборудованию, играм, игрушкам, пособиям, способствующим активизации развития познавательной деятельности детей. Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать их творческую активность. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Подводя итоги в рамках работы пилотной площадки, мы можем с уверенностью сказать, что развивающая предметно-пространственная среда, созданная по нашей универсальной модели, способствует формированию личности ребенка и мотивирует к самостоятельному познанию мира.

Список литературы

1. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб. : КАРО, 2014

2. Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада : старший возраст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. - М. : Линка-Пресс, 2010

3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. М. : Обруч, 2015

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Перспектива, 2014

Публикации по теме:

Моделирование комфортной предметно-развивающей среды в группе .

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО Консультация на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ Трегубова Нина Петровна, воспитатель С/П - детского сада №9 «Дельфин» г. Нефтегорск Моделирование ППС – предварительная разработка основных.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУСоздание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группеСоздание развивающей предметно-пространственной среды в группе В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 11:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД