Татьяна Князева
Инновации предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сухой бассейн
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Публикация «Инновации предметно-пространственной среды в группе» размещена в разделах
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» любую емкость заполнить промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпри-зов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
Колобок
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Напрягаем пальцы
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Ладошки здороваются
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Лягушки
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами:
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмем.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Возрастная адресованность: для детей среднего и старшего всех возрастов дошкольного возраста.
Рисуем на песке
В осознании образных предметов большую роль играет работа руками и использование осязательных ощущений - игры с песком помогают в развитии моторики и графических навыков.
Базовый комплект: прочный поддон с дном из не бьющего стекла; песок нескольких цветов; скребки для рисования; инструмент для выравнивания поверхности песка. Для рисования на песке можно использовать: песочный карандаш – трубка для рисования, резиновый мячик, кисточки с резиновыми наконечниками, скалки, мелкие игрушки, например, жуки и устроить бег жуков.
Сначала можно попрактиковаться в создании на дне поддона абстрактных изображений из плавных линий. Потом – придумать и сделать какие-либо узоры или рисунки. Количество игроков 1-2 человека.
Под стеклянное дно в качестве фона можно положить разноцветную бумагу, фольгу или собственные рисунки ребенка.
В след за игровыми упражнениями можно проводить с детьми занятия по рисованию конкретных форм.
Установите зеркало в центре поддона с песком, и предложите ребенку начать делать рисунок на песке и одновременно наблюдать за его отражением в зеркале. Сначала выберете совсем простой объект для рисования и постепенно усложняйте задания – это способствует развитию мелкой моторики и логического мышления, ориентированию в пространстве.
Возрастная адресованность: для детей среднего старшего дошкольного
возраста.
Настольный модуль с мешочками для организации тактильных игр
Цель: развивать у детей представление о разнообразии форм, цвета, и
фактуры; развивать мелкую моторику рук, логическое мышление и координацию движений рук, умение понимать и правильно выполнять задания.
Игра-пособие помогает:
• развивать логическое и образное мышление, вариативность и гибкость мышления, память, зрительное восприятие;
• освоить пространственные отношения: выше – ниже, вверху – внизу,
впереди – сзади, справа – слева, рядом, в ряд;
• выработать навыки определения предметов;
• развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, логическое
мышление, память, речь ребенка;
• закрепить и запомнить основные цвета и их оттенки.
Варианты задания:
1. В мешочки можно спрятать самые разные предметы и попросить детей угадать их содержимое, описать его словами и, возможно, сказать в какого цвета мешочках находятся одинаковые или сходные по какому-либо признаку (смысловой группе, назначению, обобщающему слову) предметы.
2. Один ребенок прячет в мешочки предметы, а другой должен определить на ощупь, что там лежит.
3. «Найди пару». Первый ребенок прячет предмет, другой должен найти пару.
Возрастная адресованность: для детей всех возрастов дошкольного
возраста.
Пальчиковый театр
Работа с настольным театром на ложках помогает ребёнку выразить свои эмоции, развивает мелкую моторику, координацию движений, активно способствует развитию речи. Воспитатель имеет возможность использовать ложковый театр как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и во всех режимных моментах, организовать игры-драматизации, презентации и мастер-классы для родителей и педагогов, досуги.
Пальчиковый театр помогает решать задачи:
1. Развивает точность и выразительность, координацию движений. Малыш учиться работать пальчиками рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.
2. Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления. У малыша развивается непроизвольное внимание. Во время игры ребенок запоминает персонажей сказки, название пальчиков, выполняемые действия, и конечно, сам сюжет сказки. Затем он сможет самостоятельно придумывать истории с пальчиковым театром.
3. Повышает усидчивость. Каждый малыш стремится подражать взрослым, и конечно, ему хочется, чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках.
4. Стимулирует развитие мелкой моторики.
5. Помогает развивать пространственное восприятие (справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.)
6. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции
7. Формирует творческие способности и артистические умения.
8. Развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствует усидчивости, расширению кругозора.
Возрастная адресованность: для детей всех возрастов дошкольного
возраста.
«Прищепки - обучалки»
Уделяя развитию мелкой моторики руки ребенка, вспомним
про наши простые обычные прищепки. Об их пользе говорила в своё время Мария Монтессори. Предлагаем Вам поиграть сегодня в игру с прищепками - обучалками.
Вырежьте из картона несколько кругов любого диаметра. Разделите его на нужное количество секторов. В каждый сектор можно приклеивать картинки,
которые можно вырезать из старых журналов или нарисовать, распечатать.
Игра 1. «Цвета радуги»
Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с цветом на круге. Еще вариант, например, к красной машине прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую прищепку и т. д.
Игра 2 «Заботливые мамы»
Предложите ребёнку найти уютные домики для животных, картинки с
животными наклеены на прищепки - домики на круге.
Игра 3 «Веселый счет»
Подобным образом предлагаем ребёнку прикрепить прищепку с цифрой к
определённому количеству предметов на круге.
Игра 4 «Цветные зайки»
Предложите ребёнку прикрепить цветные прищепки к контуру Зайки.
Жёлтые прищепки-ручки и ножки к Зайке в жёлтой одежде и т. д.
Вариантов игр можно придумать множество!
Возрастная адресованность: для детей всех возрастов дошкольного
возраста.