татьяна тищенко
Алгоритм деятельности ДОУ по совершенствованию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре ООП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «социализация» тесно связана с другими образовательными областями, поскольку ребенок постоянно налаживает отношения с окружающими и в процессе наблюдений, и в процессе трудовой деятельности, экспериментирования. Именно эта область включает развитие игры как ведущей деятельности ребенка. Наши дети мало играют, причем не только в детском саду, но и дома. Все чаще свободную игру заменяет телевизор, компьютер или организованная игра.
Публикация «Алгоритм деятельности ДОУ по совершенствованию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре ООП ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Интеграция – это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ – интегрированные занятия. Интегрированные занятия дают мне достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором мы живём, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми. Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ, содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе.
Актуальность проведения интегрированных занятий
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях
в его многообразии и единстве.
2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности.
3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности
4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов
Преимущества интегрированных занятий заключается в том
1. Способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
2. В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи,
снимают перенапряжение, перегрузку.
3. Расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне гармонически и интеллектуально развитой личности.
4. Эмоционально развивают детей,так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы. и т. п.
Алгоритм подготовки интегрированного занятия
1. Выбор объекта интеграции.
2. Отбор компонентов интеграции.
3. Отбор материала.
4. Выбор структуры занятия.
5. Отбор методов интегрирования.
Карточка анализа конспекта занятия
Вопросы анализа:
1. Тема занятия и его основная цель.
2. Компоненты интеграции (образовательные области, виды деятельности)
3. Указать ключевое понятие содержания интеграции
4. Влияние интегративных связей на развитие целостного представления об изучаемом объекте и на усиление воспитательного эффекта занятия
5. Использование методов и приемов, взаимосвязи структурных частей занятия.
6. Целесообразность интеграции
Содержание образовательной области “Социализация” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Физическая культура” Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.
“Познание” Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире.
“Безопасность” Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.
“Коммуникация” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.
“Труд” Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
В заключение хочу сказать, что в нашей работе интеграция присутствовала всегда. Просто раньше мы в каждом занятии ставили образовательные, воспитательные и развивающие задачи. А сейчас мы это называем интеграцией образовательных областей. Например, решается задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом – «Социализация».
Работа по развитию речи ведётся на каждом занятии – «Коммуникация».
Стихи, загадки, проблемные ситуации с использованием сказочных и литературных героев, сюрпризные моменты – «Художественная литература».
Разные виды гимнастик: для глаз, для пальчиков, для язычка – «Здоровье». Физкультминутки – «Физическая культура». И так далее и тому подобное.
Не надо бояться этих слов: «Интеграция образовательных областей». Это то, что всегда делал и продолжает делать каждый уважающий себя воспитатель.