Наталья Снигирева
Создание предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 56 Фрунзенского района Санкт - Петербурга
«УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ РППС»
подготовила
воспитатель
Снигирева Наталья Ивановна
г. Санкт – Петербург
2015
ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
Публикация «Создание предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
• Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы
• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми
• Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность
• Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов
• Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям
РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.
РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации РППС
• Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
• Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
• Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
• Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
• Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Предметное содержание :
• Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.
Изменение:
• Разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.
• Объективные показатели негативного влияния: Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)
• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности
• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)
• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных
• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) :
- физические риски;
- психологические риски;
- нравственные риски.
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
- возрастным особенностям ребенка;
- индивидуальным особенностям;
- специальным особенностям ребенка.
Центры:
• познавательный;
• литературный;
• строительно – конструктивный;
• изоискусства;
• экологический;
• учебной деятельности;
• театрализованной деятельности;
• экспериментально – исследовательской деятельности;
• личностный центр;
• музыкальный.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст
- Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,
- накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,
- участие в преобразовании предметно – пространственной среды.
• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
• «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
• все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы
Познавательное развитие
• предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д., о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др.).
Примерные центры:
- центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения,
- центр сенсорного развития,
- центр конструктивной деят-ти,
- центр математического развития
- центр экспериментирования.
Создавая развивающую среду необходимо помнить :
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Вывод:
• Учет индивидуальных особенностей ребенка при создании РППС и организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Список литературы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко- маровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.