Лучший педагог года

Создание предметно-пространственной среды в ДОУ

Наталья Снигирева
Создание предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 56 Фрунзенского района Санкт - Петербурга

«УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ РППС»

подготовила

воспитатель

Снигирева Наталья Ивановна

г. Санкт – Петербург

2015

ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

Публикация «Создание предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;

• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;

Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия

• Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы

• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей

• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми

• Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность

Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов

Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям

РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.

РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Основные принципы организации РППС

• Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

• Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

• Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

• Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

• Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Предметное содержание :

• Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.

Изменение:

• Разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.

Объективные показатели негативного влияния: Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)

• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности

• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)

• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных

• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности

• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) :

- физические риски;

- психологические риски;

- нравственные риски.

2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

3. Принцип соответствия

- возрастным особенностям ребенка;

- индивидуальным особенностям;

- специальным особенностям ребенка.

Центры:

• познавательный;

• литературный;

• строительно – конструктивный;

• изоискусства;

• экологический;

• учебной деятельности;

• театрализованной деятельности;

• экспериментально – исследовательской деятельности;

• личностный центр;

• музыкальный.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст

- Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,

- накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,

- участие в преобразовании предметно – пространственной среды.

• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;

• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);

• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

• все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы

Познавательное развитие

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д., о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др.).

Примерные центры:

- центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения,

- центр сенсорного развития,

- центр конструктивной деят-ти,

- центр математического развития

- центр экспериментирования.

Создавая развивающую среду необходимо помнить :

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

Вывод:

• Учет индивидуальных особенностей ребенка при создании РППС и организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Список литературы:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко- маровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Публикации по теме:

Создание персонального сайта Создание персонального сайта. Выполнил: Воспитатель (соответствие занимаемой должности) Магкиева Марина Анатольевна 2015г Современный.

Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ПДД (В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОУ). Задачи: * Создать благоприятные.

Создание «Чудо-дерева» Программное содержание Познакомить детей с разными приёмами работы с гуашью: высветление, перекрытие одного слоя краски другой. Закреплять.

Создание домика для куклыСоздание домика для куклы Предлагаю вниманию фотографии и описание домика для куклы, сделанного своими руками. Размер основания составляет 40 х 110 см, высота домика.

Создание «Книжного уголка»Создание «Книжного уголка» Уголок для книг — это необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате дошкольного образовательного.

Создание ситуации успехаСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Создание собственной мотивации СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ 1. Освой навыки или знания, которые заставят тебя уважать. 2. Не беритесь за неразрешимые (пока) для тебя.

Создание уголка по ПДДСоздание уголка по ПДД Как сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге? Если говорить о причинах дорожно-транспортных происшествий,.

Создание электронного портфолиоСоздание электронного портфолио Электронное портфолио на сайте очень удобно. В него можно добавлять различные разработки,проекты,сценарии,конспекты занятий,фотоматериалы.

В помощь аттестующимся. Справка Рппс. ФИО - это опытный и талантливый педагог, использующий в своей работе технологию развивающего обучения. Особое место она уделяет развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 4 декабря 2015 в 12:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Снигирева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД