Елена Витальевна Хворова
Звуковой лэпбук «Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Звуковой лэпбук «Звук и буква Ш» - это учебно-дидактическое пособие, которое
содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком практически в любой обстановке.
Целевая аудитория: дети 6-7 лет.
Публикация «Звуковой лэпбук „Звук [Ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2019
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Звук и буква Ш»:
• способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
• расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
• развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников.
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Лошадка».
2. Игра «Определи место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть фишку в нужный квадрат (начало, середина, конец).
3. Игра «Сделай букву сам».
Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.
Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги.
Одна палочка лежит, Три на ней стоят – Это буква Ш Смотрит на ребят.
Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.
4. «Найди все буквы Ш»
Цель: развивать внимание, память, мышление.
Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.
5. Игры со слогами. «Помоги Лошадке спуститься к шатру»
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.
Повторить за логопедом или прочитать слоги.
6. Игры со словами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
«Что наденет маша?»
Ребенок должен выбрать головной убор, в названии которого есть звук Ш.
«Шкаф для одежды»
Ребенок должен назвать предметы одежды и разложить их по «полкам в шкафу». Установка: головные уборы – на верхнюю полку, одежда – на среднюю, обувь на нижнюю полку.
«Назови предметы»
Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.
«Помоги лягушке назвать предметы»
Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.
7. Чистоговорки
«Повтори чистоговорки»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.
Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.
8. Словообразование и согласование.
«Расскажи мышонку, что из чего сделано»
Цель: автоматизировать звук Ш в словах и закреплять умение образовывать им. прилагательное от им. существительного.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Мишка из плюша – плюшевый мишка.
Шарик надутый воздухом – воздушный шарик.
У машины шина из резины – резиновая шина.
«Помоги чебурашке, назови и сосчитай предметы»
Цель: автоматизировать звук Ш в словах и закреплять умение согласовывать им. существительное и им. числительное в роде, числе, падеже.
9. «Четвёртый - лишний»
Цель: автоматизировать звук Ш в словах. Развивать мышление, и умение обобщать предметы.
10. Предложения.
Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.
«Кто что делает?»
Ребенок, используя картинки, отвечает на вопрос:
- Кто весело улыбается? – Кто задорно танцует? – Кто сидит, не шелохнувшись? – Кто или что может раскачиваться? И т. д.
11. Дифференциация звуков Ш и С.
Цель: закреплять умение дифференцировать звук Ш и С в словах.
«Подарки для чебурашки»
Ребенок выбирает предметы, в названии которых есть звук Ш.
«Метаграммы»
Ребёнок должен подобрать правильно картинку.
- На столе с салатом МИСКА или МИШКА?
- Спит в берлоге МИСКА или МИШКА?
- Ловит мышку кошка МАСКА или МАШКА?
- На лицо надета МАШКА или МАСКА?
- Строитель надевает КАСКУ или КАШКУ?
- На столе в тарелке КАСКА или КАШКА?
- От дождя спасает КРЫСА или КРЫША?
- В подпол убежала КРЫША или КРЫСА?
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.
Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш»:
- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);
- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);
- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»).
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.