Диана Сафонова
Конспект ООД «Звук [К]. Буква «К»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности
по коррекции звукопроизношения
на лексическом материале: "Домашние животные"
образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Звук [К]. Буква К».
Учитель-логопед Сафонова Д. С.
Квалификационная категория: высшая
Цель: Знакомство детей со звуком [К] и буквой К на лексическом материале по теме: «Домашние животные».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Темочки:
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Познакомить со звуком [К], как согласным звуком, и его условным обозначением;
-Формировать у детей умение характеризовать звук [К] по акустическим и артикуляционным признакам;
- Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме
«Домашние животные и их детеныши»;
-Упражнять детей в правильном произношении звука [К] в слогах, словах и предложениях;
-Упражнять детей в согласовании числительного с существительным;
- Упражнять детей в слообразовании прилагательных от существительных;
- 3акрепить умение определять место звука в слове;
- Познакомить детей с графическим образом буквы.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;
- воспитывать доброжелательность, бережное, заботливое отношение к домашним животным.
Средства реализации: зеркала, печатные буквы, предметные картинки (кошка, собака, корова, коза, кролик и их детеныши, звуковые дорожки и фишки для звукового анализа слов, палочки.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Ход ООД
1. Организационный момент.
Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
(Установление эмоционального контакта).
Дети и логопед встают в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне - назовите свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Никита – Н.)
2. Сообщение темы:
- Садитесь за столы. (Сядьте ровно, спинки выпрямите, ноги подружите.)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А с каким звуком мы познакомимся, догадайтесь.
1. Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым деткам молока дает.
(Корова)
2. Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
(Кошка, кот)
3. Как ослик может упираться,
Хрустеть капустой и бодаться,
А разозлится так гроза.
Зовут упрямицу (Коза).
Логопед: Дети, какие же вы молодцы, все загадки правильно отгадали.
-Догадались, какой первый звук в этих словах? (Корова, Кошка, Коза)
Звук [К]. Да, правильно.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [К] и буквой Ка.
3. Характеристика звука [К] по артикуляционным и акустическим признакам.
-Чтобы правильно произнести звук [К] :
-губы свободны,
-кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу
-зубы приоткрыты,
Произнесите звук [К]
- Губы что делают?
- А зубы?
- Где находится язык?
- Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет? (да, язычок мешает).
-Значит звук [К] : (согласный)
- Голос есть или нет? (глухой) - (проверяем)
- Звук [К] всегда твердый!
- И так звук [К] какой?
(Поднять правую руку и закрепить с детьми.)
- Звук [К] - Согласный, глухой, твердый.
-Каким цветом обозначим звук [К]? (синим).
- Молодцы! А теперь, давайте возьмем в руки зеркала, подготовим наш язык к работе ( выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка)
4. Развитие фонематического восприятия.
Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [К] :
Я называю звуки - Д, П, К, М,Т, К;
Будьте внимательны, сейчас называю слоги - КА, ТА, СА, КА, АД, АК;
А теперь слова - КОТ, ШУТ, СОМ, СОК, МАК, КНИГА. Молодцы никто не ошибся!
5. Произношение звука [К] в слогах.
- Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.
Ка-ка-ко Кы-кы-ко ак-ак-ок
Ку-ку-ка ук-ук-ак
6. Физкультминутка
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.
7. Произношение звука [К] в словах.
а) Дидактическая игра «Найди свою маму»
- Дети подходят к доске берут картинку и говорят, чей он детеныш.
-У коровы – теленок – (где находиться звук [К] в слове теленоК) - (а если их много) - телята
-У козы – козленок - (где находиться звук [К] в слове КозленоК) (а если их много) - козлята
-У кошки – котенок - (где находиться звук [К] в слове КотеноК) (а если их много) - котята
-У собаки – щенок - (где находиться звук [К] в слове щеноК) (а если их много) - щенята
-У кролика – крольчонок - (где находиться звук [К] в слове КрольчоноК) (а если их много) – крольчата
- Как можно двумя словами назвать этих животных?
- Домашние животные.
б) Дидактическая игра «Посчитай»
- Приготовьте ваши пальчики, давайте с вами посчитаем.
- 1 корова, 2 коровы, 3 коровы, 4 коровы, 5 коров.
- 1 коза, 2 козы, 3 козы, 4 козы, 5 коз.
- 1 кролик, 2 кролика, 3 кролика, 4 кролика, 5 кроликов.
- 1 кошка, 2 кошки, 3 кошки, 4 кошки, 5 кошек.
- 1 собака, 2 собаки, 3 собаки, 4 собаки, 5 собак.
в). Дидактическая игра «Кого не стало?»
- Дети закрывают глаза, я убираю одну картинку и спрашиваю, кого не стало?
- убираю одну картинку (коза)
- убираю две картинки (корова, кошка)
- убираю три картинки (собака, корова, кошка)
- убираю четыре картинки (кролик, собака, корова, кошка)
- Молодцы!
г). Дидактическое упражнение «Найди звук».
- Дети, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, надо определить место
звука [К] в слове (звуковые дорожки лежат у детей на столе).
Картинки: кошка, коза, собака, корова, кролик
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Проверим, что у вас получилось.
-Заслушиваются ответы детей.
- В слове коза звук [к] находится в начале слова.
- В слове корова звук [к] находится в начале слова.
- В слове собака звук [к] находится в середине слова.
- В слове кролик звук [к] находится в начале и конце слова.
- В слове кошка звук [к] находится в начале и середине слова.
8. Работа над звуком в предложении.
- Дети закончите предложение и повторите предложение целиком:
- Молоко даёт … корова.
- Дом сторожит…собака.
- Ласкается, мяукает…кошка.
- Грызет морковку…кролик.
- Бодается, блеет…. коза.
9. Знакомство с буквой Ка.
- Давайте же познакомимся с новой буквой.
- Звук [К] в русском языке мы обозначаем буквой К (ка).
- Звук мы слышим, а букву пишем.
- На что похожа буква К?
Клюв раскрыла буква КА-
Хочет скушать паука.
(В. Ковшиков.)
- А теперь выложим букву К из палочек. У каждого из вас на столе
палочки, при составлении буквы К вы должны использовать все палочки.
- Сколько палочек вы использовали?
- Молодцы, правильно, мы использовали 4 палочки.
- Вы справились с заданием! Замечательные буквы у вас получились!
10. Итог ООД.
Логопед: С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Со звуком [К].
Логопед: Дайте характеристику звуку [К]?
Дети: Звук [К] согласный, твердый, глухой.
Логопед: Каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
Логопед: С какой буквой мы познакомились?
Дети. С буквой К.
- Кошка, собака, кролик, коза, корова, крольчонок, козленок, теленок…
– это домашние животные; (ответ детей)
Молодцы! Вы все хорошо работали.