Татьяна Шиндяпина
Конспект НОД «Звук [Ц], буква «Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Звук [ Ц ]». «По дороге к Азбуке».
Цель: закрепить представление о звуке ц, букве Ц
Задачи:
Образовательные
• Продолжать учить определять позицию звука в слове.
• Формировать навык чтения и письма.
• Преобразовывать слова путём добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов; обогащение словарного запаса.
Развивающие
Публикация «Конспект НОД „Звук [Ц], буква „Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Развивать мышление, зрительное внимание, связной речи, памяти, восприятия, интереса к получению новых знаний и умений.
Воспитательные
• Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: разрезная азбука, карандаши, карточки с изображением буквы Ц
Материалы: Рабочая тетрадь «По дороге к Азбуке». Пособие по речевому развитию для детей. Ч. 4 (6-7 лет). Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Введение в игровую ситуацию
- Итак, начинается наше занятие,
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать
2. Мотивационная игра
– Чем отличаются звуки [С] и [С’]?
– Какой буквой они обозначаются?
– Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)
3Затруднение в игровой ситуации
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Игрушки так веселились и смеялись, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла лошадка.
- «А вы, почему не в цирке?» - спросила она их.
От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить.
- «Сегодня в цирке большое представление, - продолжила лошадка. – Садитесь на меня. Я вас отвезу».
(См. рис. на с. 30)
По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут ее Царицей.
- «Ты разве жена царя?» - поинтересовался Лисенок.
- «Совсем нет, - засмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Еще Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они еще маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.
- «Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. – Мы с вами можем не успеть к концу представления!». Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.
«Цок – цок – цок – цок!» - застучали по дорожке ее копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку – сказочному дворцу чудес.
– Какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк?
- Ребята, как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем разговаривать на занятии (Сегодня мы поговорим о звуке [Ц].)
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Характеристика звука.
1) - Давайте произнесём [Ц].
- Скажите, какой это звук? (Согласный- преграда язык, глухой - голосовые складки не работают, всегда твёрдый).
Звук Ц на письме обозначается буквой ЦЭ.
СЛОГИ НА ДИСКЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
– Давайте прочитаем слоги на доске: ЯЦ – АЦ – ЦА, ЕЦ – ЭЦ – ЦЕ,
ЁЦ – ОЦ – ЦО, ЮЦ – УЦ – ЦУ, ИЦ – ЫЦ – ЦЫ.
– Каким цветом обозначается звук [Ц]? (Синим)
Почему? (Всегда твёрдый). Раскрасьте.
2) Работа с рисунком (с. 30) .
– Назовите детенышей циркового детского сада.
– Назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком [Ц].
– Кто мама у львенка? (Львица.)
– В этом слове есть звук [Ц]? (Да.)
– Нарисуйте синий кружок рядом со львенком.
Дети рисуют кружки рядом с ягненком (овца, медвежонком (медведица, тигренком (тигрица) и цыпленком (курица).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Стали дети ровно в круг,
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
И над головой –хлопок.
А теперь все дружно
Прыгнем через лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу
Работа с рисунком (с. 31) .
5. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях
Игра «Назови, кто это?»
- в пехоте служит … (пехотинец)
-ходит по канату… (канатоходец)
-подковывает лошадей… (кузнец)
-продает (продавец)
- поет. (певец)
- плавает… (пловец)
- борется….(борец)
Игра «Назови ласково»
Мыло- мыльце, платье- платьице, одеяло-одеяльце, зеркало- зеркальце
Во всех словах – отгадках, какой звук слышали?
«Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы «Ц».
Есть слова, где Ц - в начале, в середине
Есть слова, где Ц – в конце …»
– Определите, в какой части слова слышится звук [Ц], и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.
Работа с рисунком (с. 31).
– Как можно назвать одним словом все, что изображено на картинках? (Продукты.)
Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука [Ц], зачеркните этот продукт.
– В чем подают сахар? (В сахарнице.)
– В этом слове есть звук [Ц]?
– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Нет.)
– В чем подают масло? (В масленке.)
– В этом слове есть звук [Ц]? (Нет.)
– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Надо.) И т. д. (супница, перечница, солонка, хлебница, конфетница)
Чтение слогов.
- Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.
• ЦЫ - птицы, пуговицы;
• ЦЕ - полотенце, блюдце;
• ЦА - овца, мельница;
• ЦО - кольцо, яйцо.
Работа с рисунком (с. 31) .
– Это буква «цэ».
Какой звук она обозначает?
– Как вы заштрихуете эту букву?
– Превратите эту букву Ц в цаплю.
6. Итог занятия.
– Что вы узнали о звуке [Ц]?
- Какой буквой он обозначается и чем от нее отличается?
– Назовите слова со звуком [Ц]. (примеры)
- Ребята, вы сегодня все хорошо и дружно работали.