Анна Журавлева
Звуковая культура речи ж-ш
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи ж-ш
-Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ)
В:А какая песня у змеи?
Д:-ш-ш-ш-ш-ш
В:-Правильно!Как звучит его песенка?Глухо или звонко? Давайте проверим ставим ладошку к ушкам и произносим звук ш.
-Вы слышите звонкую песенку?-нет.
-Значит звук ш какой?-Глухой. Давайте обозначим песенку змеи таким движением: воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея).
-А теперь отгадайте следующую загадку:
Публикация «Звуковая культура речи ж-ш» размещена в разделах
-Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
-А как звучит песня у жука?Твердая или звонко? Давайте проверим,приставим руку к горлышку мы ощущаем как работают наши голосовые связки при этом звуке.
-Вы слышите твердую песенку?-нет. Значит звук ж звонкий. Давайте обозначим песенку жука таким движением : — поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук.
В:Теперь попробуем не запутаться.
Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движениями.
В:- Я буду называть звуки,а вы постарайтесь различать какое движение нужно сделать (Произносятся звуки ш,ш,ж,ж,ж,ш,ж,ж,ш,ж).
В-Молодцы ребята!А сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать,какой звук вы слышите в слове. Слова :жаба,груша,снежинка,ковш,кошка (показывают как в предыдущем задание).
Детям которые допустили ошибки,воспитатель предлагает выполнить еще раз. (Педагог произносит слова с легким интонированием звука).
Физкультминутка :
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
-Ребята, знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши.
-Что бы узнать я сейчас вам прочитаю стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».)
Читает стихотворение «Про ослика» Р. Фархади:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравленья.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
В:-Ребята,а теперь прочитайте последую строку так,чтобы сразу почувствовалось, какой длинны стали уши у ослика : «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).
В:-«Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Ребята, здесь есть три слова со звуком ш.
Педагог ставит на свой стол 3 кубика одинакового цвета и еще одну — другого цвета.
В:-Назовите мне слова со звуком ш (ушки,лошадки,хрюшки).
По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра.
В:-Посмотрите,у нас на столе остался один цилиндр,а значит,в стихотворении есть слово со звуком ж.
Педагог читает первые три строчки.
Дети называют слово рождение.
В:- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть для него песенку про каравай,— продолжает разговор воспитатель. — Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть — со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» — исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?
Воспитатель ставит перед кем-либо из детей осленка (игрушка, картинка).
Дети хором поют: «Как у ослика рожденье! Испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок. Он же выбирает следующего исполнителя, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2-3 раз.
В:- Какие звуки слышаться в словах ширины,ужины?
Воспитатель несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», мевняя логическое ударение:
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок.
Дети называют слова котик, торжок, пошел.
Итог занятия: Ребята у нас сегодня были проведены упражнения зигзагообразное движение кистью руки и летание жука.
- Какие звуки дети мы сегодня учились различать?
-Молодцы!Вы усвоили звуки Ж-Ш.