Айнур Сададдиновна
Конспект занятия «Звуки [В], [В’], буква «В»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [в], [в'], буква В в".
Цели: ознакомить детей с буквой Вв и звуками [в], [в'].
Задачи:
- закрепить знания детей о гласных и согласных, звонких и глухих звуках и их артикуляционных признаках;
- развивать речевой слух и совершенствовать навык звукового анализа слов различной звуко-слоговой структуры;
Публикация «Конспект занятия „Звуки [В], [В’], буква „В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- продолжить формирование умения вычленять из речи слова с определенными звуками (в данном случае [в] [в']) и правильно характеризовать эти звуки;
- работать над развитием речи и техникой чтения;
- содействовать развитию интереса к обучению грамоте посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов;
- развивать внимание и память, формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.
Ход урока.
I Повторение ленты букв.
1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на стадион и будем играть в одну спортивную игру, которую все очень любят. Догадались? Конечно же, это футбол. Но все места для зрителей перепутались. Помогите расставить их в правильном порядке.
(На доске буквы, которые были пройдены ранее детьми. Нужно расставить их так, как они стоят в ленте букв. Вызываю 2-х человек на это задание: один расставляет гласные, другой - согласные буквы).
А мы с вами займемся другим заданием. Отгадайте, какая серая птица укажет нам путь к спортивному стадиону? (утка).
2. Составление схемы слова "утка".
(Собирают на местах, один человек с места комментирует: "Слово утка состоит из двух слогов -ут- и -ка-. Первый слог -ут- состоит из гласного звука [у] и согласного твердого звука [т], этот звук глухой. Для обозначения этих звуков берем синий квадратик. Второй слог -ка- состоит из согласного твердого звука [к], он глухой, и гласного звука [а], это слог-слияние, берем сине-красный прямоугольник. Ударение падает на первый слог.) Далее проверка ленты букв.
II Знакомство со звуками [в] и [в] и буквой Вв.
Итак, мы пришли на стадион, зрительские места расставлены правильно. Теперь давайте поговорим о самой игре.
- Куда игроки должны забить мяч? (в ворота).
- А что они кричат друг другу, чтобы передать мяч? (лови).
Выделяем из этих слов [в] и [в'].
1. Выделение этих звуков из других слов.
- Как играть в футбол, вы знаете. Но с кем же мы будем играть? Нам нужна команда. Назовите как можно больше зверей и птиц со звуками [в] и [в']. ( Дети называют: ворона, корова, сова, воробей, волк, верблюд, лев, свинья, буйвол, медведь, удав, соловей). (Учитель в помощь детям показывает картинки с изображением животных или показывает ребусы). Молодцы! Команду мы выбрали, начинается первый тайм.
2. Определение: гласный или согласный звук.
(На доске красный, синий и зеленый квадратик).
- Как вы думаете, что нам нужно сейчас определить? (гласный или согласный).
- Произнесем звук [в], еще раз [в-в-в].
- Какой это звук? (согласный).
- Почему? Докажите. (Воздух во рту встречает преграду).
3. Звонкость - глухость звука.
(На доске колокольчик и перечеркнутое ухо).
- Звонкий это звук или глухой? (звонкий).
- Как нам определить, звонкий звук или глухой? (звонкий звук мы произносим с помощью голоса, глухой - с помощью голоса и шума).
Молодцы, ребята! Счет матча 2 : 0 в вашу пользу.
4. Твердость - мягкость звука.
(На доске синий и зеленый квадрат).
Сравните имена двух наших игроков "волк" и "свинья". Назовите первый звук в первом слове и второй звук во втором слове. ([в] и [в']).
Итак, даем характеристику этих звуков : это звуки согласные, звонкие.
5. Знакомство с буквой В в.
- Звуки [в] и [в'] обозначаются буквой В в. (Вывешиваю на доску букву).
- На что похожа эта буква? (дети дают сравнения).
6. Чтение слогов-слияний.
( На доске: ВА, ВИ, ВУ, ВЫ, ВО.)
- читаем слоги хором;
- читаем слоги с твердым согласным;
- читаем слоги с мягким согласным.
- Что нам указывает на твердость - мягкость согласного в слоге-слиянии?
(гласный звук верхнего или нижнего ряда).
Теперь мы с вами можем отгадать номера игроков, подставив недостающие слоги-слияния.
На доске:
1. СО - - ШКА 3. С - - НКА
2. - - ДРА 4. - - РОНА
5. КОРО - -.
Дети отгадывают слова, подставляя слоги-слияния.
7. Сопоставление картинок со звуковой схемой.
(На доске картинки с изображением животных и схемы).
(волк, медведь, сова)
Соедините схемы с изображением зверей и отгадайте, чья первая схема, кто вратарь команды зверей? (медведь).
Схему слова "медведь" выкладываем на парте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
8. Работа с текстом в азбуке.
- чтение текста;
- работа над смысловым пониманием;
- работа над интонацией (обращаю внимание детей на восклицательные
знаки, вырабатываем побудительную интонацию);
- называем слова с буквой в.
9. Чтение текста на стр. 75 и работа со схемами предложений.
- читаем текст;
- сопоставляем текст со схемами.
- Отыщите и прочитайте предложение в тексте, соответствующее схеме:
10. Итог урока.
- Вы все молодцы, очень хорошо сегодня работали. Конечно, вы выиграли у команды зверей в футбол, выполнили все задания, которые вам давали. А теперь давайте еще раз вспомним, о каких звуках и какой букве мы сегодня говорили? (О звуках [в] и [в'] и букве Вв).
- Дайте характеристику этой букве. (Буква Вв обозначает два звука :[в] и [в']. Это звуки согласные, звонкие).
УРОК ОКОНЧЕН