Получи документы

Конспект занятия «Звуки [М], [М’]. Буква «М»

Солдатенко Ирина
Конспект занятия «Звуки [М], [М’]. Буква «М»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференци-ровать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «соглас-ный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

Публикация «Конспект занятия „Звуки [М], [М’], Буква „М“» размещена в разделах

5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3. Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?»«МММ.»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [М] : когда мы произносим звук [М] :

— губки сомкнуты без напряжения;

— воздух выходит через нос;

— горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М] : корова мычит: МММ. (см. цветную вклейку, затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ. (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах) :

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М] :

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах :

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит :

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:

— месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

— время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными) :

Это моя. (шапка). Это мой. (дом). Это мое. (пальто). Это мои. (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М'].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?»«Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь.

Затем знакомит ребенка с символом звука [М'] : теленок мычит: мьмь. (см. цветную вклейку, характеристикой звука : согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']» :

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю. ; амь-омь, умь-имь.

Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М'] :

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [М] — [М'].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]» :

м, мь, мь, м. ; ма, мя, ми, му. ; ам, омь. ; мяч, муха, мак, Миша.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» ( игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и т. д.) :

ма-мя, мо., му., мы. ; мя-ма, ми., мю., ме.

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М']) :

Миша, Марк, Марина, Мирон.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и [М']. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной. (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке :

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали. в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем —

Опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков : сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Публикации по теме:

Конспект занятия «День рождения Карлсона. Звуки [Р] и [Р’], буква Р» Коррекционно-образовательные цели: • совершенствовать навык звукового анализа и синтеза; • профилактика письменной речи; Коррекционно-развивающие.

Конспект занятия с презентацией «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф». Цель: знакомство со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф. Задачи: - способствовать формированию умения различать звуки [ф], [ф’]; - совершенствовать.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Конспект логопедического занятия. Звуки «Р» и «РЬ», буква «Р». Цель: • закрепление навыка четкого произношения и различения звуков «Р».

Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н» Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н» Программное содержание: • закрепить навыки звуко-слогового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Буква «Р» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Занятие. Звуки б,бь. Буква Б. Лексическая тема. «Дикие и домашние животные». Задачи. Познакомить с буквой (Б). Закреплять правильное произношение.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [в]-[в’]. Буква В» Одинцова А. А. г. Волоколамск Московской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе Название занятия: «Звуки «Л,Ль» и буква «Л,Ль». Цель: Познакомить детей со звуком «Л,Ль» и буквой «Л,Ль». Продолжать учить детей внимательно.

Конспект занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б, б. Строчная буква б» Цель урока: формирование операций звукового анализа и синтеза; продолжать обучать детей навыкам правильного чтения, отвечать на вопросы.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звуки [М], [М’]. Буква «М»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 09:29
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Звуки [М], [М’]. Буква «М»» (включая файлы) размещена пользователем Солдатенко Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД