Елена Ермакова
Конспект занятия «Звук и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Звук и буква Ж».
Цель:
- систематизировать знания о звуке [Ж];
- развивать фонематический слух;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Задачи:
-учить соотносить звук[Ж] с буквой Ж;
-развивать фонематическое восприятие;
-обогащать и уточнять словарь детей;
-закреплять знания норм орфографии;
-формировать навыки использования обобщающих понятий.
Этапы работы Содержание
1.1 -Организационный момент
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Звук и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению новой темы
Методы:
речь логопеда, создающая положительный настрой обучающихся
Цель:
-актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие
-подготовка к восприятию новой темы
Методы:
Устный, фронтальный опрос обучающихся
Критерии достижение цели:
Обучающиеся должны чётко различать [ж] в словах, приводить примеры и давать пояснение.
Оценивается деятельность обучающихся словами: умница, молодец, хорошо
Деятельность учителя Деятельность ученика
Опрос обучающихся по заданному на дом. -Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Начнем наше занятие с девиза :
Говорим всегда красиво,
Правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
-Сядет тот, кто назовет слово со звуком[Ш]
-Назовите место звука[ш] в слове.
-Какой это звук?
-Какое правило мы должны помнить?
Ученики называют слова со звуком [ш].
[ш]-согласный, твердый, парный глухой.
ШИ-пиши с буквой –И.
2.1
Изучение нового материала Цель: -учить соотносить звук с символом и буквой
-развивать фонематические стороны речи
-развивать внимание
-охрана здоровья детей, контроль за осанкой во время работы
Методы:- использование игровых технологий
- индивидуальная работа по листам из альбома Мазановой Е. В.
Критерии достижения цели:
-обучающие должны четко различать как произносится звук.
-Что помогает произносит ь звук ж.
- Учить вспоминать слова с заданным звуком.
2.2
Деятельность логопеда
Деятельность ученика
- Послушайте скороговорку и назовите часто встречающийся звук :
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу,жужжу.
- Правильно, в этой скороговорке часто встречается звук ж.
--Кто произносил звук [ж] в скороговорке?
-Этот жук прилетел к нам в гости со своими друзьями и принес интересные задания.
-В каком положении находятся органы артикуляции?
-Давайте пожужжим вместе с жуком, то тихо-когда жук далеко; то громко-когда он к нам приближается.
-Какой это звук?
-Каким символом обозначается?
-Звук[ж] обозначается буквой Ж. (вывешивается буква ж)
-Назовите тему нашего занятия.
-Жук принес задание: послушайте звуки, хлопните, когда услышите [ж]
О Ж Л Т Ж Ф У Ж К М
-Чему мы учились?
Жук усложнил задание, нужно поднять карточку- символ (буква ж)
ЖУ ТРЕ НА ЖА ОХ МКА ЖО
-Чему мы учились?
Жук приготовил картинки, посмотрите на слайд и определите в какой картинке спрятался[ж]
-Какой звук мы выделяли из слова?
-Какой это звук?
Звук [ж].
Жук- Божья коровка.
Ученики работают по артикуляционному профилю.
Ученики выполняют дыхательную гимнастику (ж-ж-Ж-Ж-ж-ж)
-Согласный, твердый,парный звонкий
Т. к. звонкий,то колокольчиком.
-Звук и буква Ж.
Учились замечать [ж] среди других звуков.
Учились выделять слог с[ж]
Называют слова с[ж]
[ж]
-Согласный, твердый, звонкий, парный.
2.3 Работа в тетрадях. - С какими гласными дружит [ж]?
-Запишите по два слога с[ж]
- Посмотрите на листочки, что вы видите?
-Составьте слово, запишите в тетрадь.
-Записывают в тетрадь слоги.
- Записаны слоги.
-Составили слова жаворонок, журавль,чижи
Физминутка.
Эта буква широка
И похожа на жука
Да при этом словно жук
Издаёт жужжащий звук.
Выполняют физ. минутку.
Жук принес телеграмму
-Прочитайте слова.
-Что вы заметили?
- Подберите схему к словам.
- Определите место звука, по звуковой линейке.
- Соотносят сова со схемами, определяют место звука по звуковой линейке.
Во всех словах есть [ж]
Учитель-логопед организует устный опрос, привлекает детей к оцениванию ответов других детей, поощряет словами : хорошо, молодец, умница.
3.1 Заключительная часть. Цель:
-выявить уровень полученных знаний учениками на данном занятии.
Методы:
фронтальная беседа с обучающимися с элементами самооценки работы на занятии
Критерии достижения цели:
- чёткое различия буквы, звука ж в слогах, в словах, тексте;
-понимание когда звучит,то он всегда твёрдый;
-понимание прочитанного текста.
Отвечают на вопросы логопеда, анализируя свою деятельность.
Деятельность логопеда.
Деятельность ученика.
3.2. Итог занятия. -С какой буквой мы знакомились?
-Какой звук она обозначает?
-Дайте характеристику звука ж.
-Уточните артикуляцию звука.
3.3. Анализ домашнего задания. Раскрасить цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук ж.
Спасибо, вы сегодня все хорошо работали.