Ирина Новикова
Конспект занятия «Звук [О] и буква О»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Изобильненского района Ставропольского края
«Детский сад комбинированного вида №17».
Утверждаю
Заведующий Н. А. Щипачёва
___
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе «Буратино»
по теме: «Звук «о» и буква «О».
Воспитатель: Новикова И. В.
Дата проведения: 16.03.2016г.
г. Изобильный 2016г.
Публикация «Конспект занятия „Звук [О] и буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Тема: «Звук «о» и буква «О».
Цели:
-знакомить с гласным звуком «о» и буквой «О»;
-продолжать учить определять позицию звука в слове;
-совершенствовать навыки звукового анализа;
-уточнять лексическое значение слов;
-активизировать словарь;
-развивать мелкую моторику рук;
-формировать работу в коллективе.
Материал и оборудование:
-«Сказочная поляна» - панно, на котором размещены: изображения солнца, облака, тучи, цветы, Мальвина, Буратино;
-наборное полотно в виде замков красного, синего и зелёного цветов;
-конверт;
-картинки-отгадки;
-сюжетная картинка с изображением предметов, в названии которых есть звук «о» в начале, середине и конце слова;
-картинки с изображением предметов, в которых есть звук «о» : осы, перо, ослик, гнездо, орден, глобус, обруч, окунь;
-демонстрационная буква «О»;
-цветки красного, синего и зелёного цветов – символы для звукового анализа;
-аудиозапись неречевых звуков.
Ход занятия.
Воспитатель:
Дети, встаньте в круг. Подумайте и скажите, как называются звуки, которые мы не произносим, а только слышим? (Неречевые звуки.)
Игра «Отгадай звук».
Дети прослушивают аудиозапись неречевых звуков (гул летящего самолёта, сирена «скорой помощи», стук молотка, раскаты грома, тиканье часов, звонок телефона, Кваканье лягушки, жужжание пчелы).
Воспитатель:
Последним звуком, который вы услышали, было жужжание пчелы. Эта маленькая Пчёлка прилетела на сказочную полянку, чтобы узнать с каким речевым звуком и с какой буквой Мальвина сегодня познакомит Буратино. А вы хотите узнать? (Да.)
«Загадки Мальвины».
Воспитатель прикрепляет конверт к изображению Мальвины на панно.
Воспитатель:
Чтобы узнать, о каком звуке мы будем говорить, надо отгадать загадки Мальвины. (Вынимает из конверта и вывешивает на доску картинки-отгадки.)
С огромными ушами и бивнями дугой
Гуляет по саванне, как великан большой.
И хоботом сумеет себя почистить он,
Нет никого сильнее, чем африканский… (Слон.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Жить привык он с нами вместе.
Приласкай – затянет песню,
А обидишь – обдерёт.
Что за зверь усатый? (Кот.)
Воспитатель:
Какой звук есть во всех трё х словах-отгадках: кот, лось, слон? (Звук «о».)
Сегодня. Мы вместе с Буратино и пчёлкой познакомимся со звуком «о» и буквой «О».
Характеристика звука «о».
Как вы думаете, что Мальвина расскажет Буратино про этот звук? (Это гласный звук, потому что его можно петь, произносить протяжно. Для воздуха нет преграды.)
Упражнение «Песенка для тучки».
Воспитатель прикрепляет капли дождя под изображением Мальвины и Буратино.
Воспитатель:
Набежала тучка, и пошёл дождь. Давайте задобрим тучку и пропоём ей песенку со звуком «о» : обычным голосом, громко, тихо, коротко, радостно. (Дети произносят «О-о-о» с разной силой голоса и интонацией.)
Игра «Путешествие Пчёлки».
Воспитатель:
Вот и закончился дождик. Теперь Пчёлка хочет с вами поиграть. Отгадайте, что она увидела во время своего путешествия на сказочную поляну, если все слова-названия начинаются со звука «о».
(Вывешивает на доску сюжетную картинку. Дети называют слова, которые начинаются со звука «о» : осы, окна, облако, овцы, озеро, ослик, овощи.)
Игра «Нектар».
Воспитатель:
Путешествие Пчёлки было долгим, и она проголодалась. Ей необходимо подкрепиться душистым нектаром. Но после дождя лишь некоторые цветы раскрыли свои чашечки. И только выглянувшее солнышко видит с высоты такие цветы. Давайте вместе с солнышком поможем пчёлке найти нектар.
(К лучам солнца воспитатель прикрепляет картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «о» в разных позициях.)
Оранжевый цветок – слово начинается со звука «о».
Жёлтый цветок – в середине слова звук «о».
Розовый цветок – в конце слова звук «о».
(Дети называют слово, воспитатель перемещает Пчёлку с цветка на цветок.)
Разминка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Мальвины той слова:
-Чтоб спина была пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять.
- Если будешь прыгать, бегать
Проживёшь ты много лет. –
Буратино дал совет.
Теперь дружно улыбнитесь,
Хлопните в ладошки
И на стулья вы присядьте,
Успокойте ножки.
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули? Снова в путь!
Знакомство с буквой «О».
Воспитатель:
(Показывает букву «О».)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла –
Покатиться бы могла.
Круглая, нормальная.
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.
На какие предметы похожа буква «О».
В старом дереве дупло.
Ну, совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Буква О – луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
Воспитатель:
Пчёлка обрадовалась, что узнала про букву «О», и решила сделать подарок своим подружкам – написать слово «осы».
Дети проводят звуковой анализ слова «осы» с помощью символов цветков: красный – гласный звук; синий – согласный твёрдый звук; зелёный – согласный мягкий звук. Один ребёнок работает у доски.
Воспитатель:
Пчёлка улетела к своим подружкам, чтобы рассказать им, о чём она узнала на сказочной поляне. И вы, расскажите, в какие игры играли и что нового узнали сегодня.
Дети делятся впечатлениями от занятия. Вспоминают, что звук «о» гласный, и определяют, в какой замок надо поселить букву «О». Воспитатель перемещает букву «О» в красный замок гласных звуков.