ТАТЬЯНА НОСКОВА
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: "Звук и буква л"
Этап: Автоматизация звука в словах
Задачи:
1. Воспитание правильного звукопроизношения
2. Развитие фонематического восприятия. Умения определять наличие звука в словах позицию звука в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук и буква [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия. Коррекция речевой и мелкой моторики рук.
Оборудование:
-плоскостная фигурка Золушки;
-предметные картинки, названия которых содержат звук л;
-карточка с наложенными изображениями;
-элементы бального платья для Золушки;
-карточка с изображением полянки для методики “Лабиринт”.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй! Давай поприветствуем друг друга небольшим стихотворением. Повторяй за мной и показывай движение.
-Доброе утро, солнце! (руки вверх и влево)
-Доброе утро, небо! (руки поднимаем вверх и вправо)
- Доброе утро, я! (правая рука к сердцу)
-Доброе утро, вся страна! (наклон головой)
Молодец! Внимательно слушай мои задания и все получится!
2. Артикуляционная гимнастика.
Для начала настроим язычок на работу.
Выполнение упражнений: “Качели”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Парус”, “Чистим зубки”.
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук л в словах.
4. Уточнение правильной артикуляции.
Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука л.
Что делают губы, когда мы произносим звук л? Где находится язычок?
5. Изолированное произношение звука.
Давай изобразим, как колокольчик поет песенку.
Изображаем кистями рук колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону. Произносим стихотворение:
“Толстый” колокольчик песенку запел и басисто очень громко зазвенел – ла – ла – ла…
Кусая язычок, одновременно произносим звук“А”, получая – ла-ла-ла. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто гудеть – лллл (без гласного “а”).
6. Работа по теме.
1)-Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Давай отгадаем ее имя.
Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами.
3 7 1 6 2 5 4
л а з к о ш у 3 7 1 6 2 5 4
л а з к о ш у
(Выставляется плоскостная фигурка Золушки.)
Вспомни, какую работу выполняла Золушка?
Закончи предложение, добавив подходящие по смыслу слова-действия, чтобы в них был звук л.
Золушка полы (мыла, подметала, натирала, белье (стирала, гладила,
печь (топила, обед (варила, готовила,посуду (мыла, чистила).
2) Работа по развитию фонематических процессов (определение позиции звука в словах).
Вспомни, куда хотелось поехать Золушке?
Поможем Золушке попасть на бал?
- Прежде чем отправиться на бал, Золушка должна навести порядок в кладовке – разложить предметы по полкам с учетом места звука л :
предметы со звуком л в начале слова она положит на нижнюю полку, со звуком л в середине слова – на среднюю полку, со звуком л в конце слова – на верхнюю полку.
Предметные картинки: лыжи, ложка, лампочка, лупа, мел, пенал, бокал, пила, иголка, клубок, бутылка.
3) Работа по развитию зрительного восприятия, навыков слогового анализа, мелкой моторики.
Узнай и назови предметы, которые засосал пылесос? Контуры предметов обведи разноцветными карандашами.
- Назови слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.
Наложенный контур: пила, стол, лодка, лопата, зеркало.
4) Работа по развитию мышления, слогового синтеза.
Фея задала Золушке задание - переставить слоги, чтобы получились слова.
Прочитай и запиши эти слова.
нал, пе - ___ зал, вок - ___
кол, со - ___ вал, под - ___
тел, дя - ___ тье, пла - ___
5) Повторение чистоговорки.
Золушка очень любила петь песенку.
Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком л в рифму.
Ал – ал - ал, Золушка спешит на …
Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …
Ул – ул – ул, не присядет аж на …
Ыл – ыл - ыл, принц очарован ею …
Ил – ил – ил, ее на танец …
Слова: бал, пол, стул, был, пригласил.
6) Работа по развитию мелкой моторики. (Задание с использованием многоразовых наклеек).
А как же Золушка попадет на бал без бального платья?
Смастери для Золушки красивое платье.
(Платье состоит из отдельных деталей.)
7) Работа по развитию наглядно-образного мышления.
Упражнение “Лабиринт”
Помоги Золушке добраться до замка. Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и замки в конце каждой из них. Нужно правильно найти замок и приклеить туда фигурку Золушки. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо, которое оставила добрая Фея. В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться нужно от стрелочки. Будь внимателен.
8) Работа по развитию фонематического слуха (выделение слов со звуком л из стихотворения).
Вот и попала Золушка на бал с нашей помощью. Там она будет веселиться, танцевать.
А теперь давай побываем на лесном балу и посмотрим, как проводят время обитатели леса.
Сейчас я прочитаю стихотворение. Слушай его внимательно и запоминай, о ком в нем говорится.
Лесной бал.
Плакала белка – она на балу
Лапки испачкала в желтом мелу.
Милую белочку лось пожалел:
Лапки погладил – и мел облетел.
Белка атласное платье надела
С длинным подолом и поясом белым.
Ах, как волшебно она танцевала -
С елки на елку пушинкой летала.
Лапы еловые белку качали,
Песню веселую дятлы стучали,
Клювами дупла долбя по стволам.
Милое дело – летать по балам.
О ком говориться в этом стихотворении?
А теперь я буду читать по несколько строчек, а ты выбирай слова со звуком л.
6. Итог занятия.
Какой звук сегодня сопровождал наше путешествие в сказке «Золушка»?